Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
откуда беруться дети с аутизмом высокофункциональный аутизм родители «исключительные дети» друг агрессивное поведение игра с аутичным ребёнком фильм о детях с аутизмом клуб тьюторов ежедневное расписание Визуальные подсказки Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома обучение чтению Расслабление PECS функция поведения эмоциональный интеллект особенности поведения имитация игры Сенсорная стимуляция как научить ребёнка самостимуляция социальная история диагноз Успокаивющие методы Имитация с использованием крупной моторики шизофрения книги особому ребенку выгорание от аутизма Имитация с предметами надевать обувь диагноз аутизм система коммуникации через обмен картинками контакт глазами утежеленное одеяло нейротипики логопед гнев поведенческий импульс поведенческий момент инклюзивный класс воспитание первые признаки артикуляционная гимнастика эмоции Сенсорные стратегии обучение тьютор мультфильм книга синдром Аспергера видеоуроки братик агрессия рассказ о непохожем брате игра издевательства в школе аутичный ребёнок инклюзия фонд «Выход» речевые шаблоны самоповреждение сенсорные ощущения ребёнок дружба ABA лицевая слепота Юлиана Пьянкова поведение мультик сенсорная игра Конвенция о правах инвалидов Луна школа стимминг Имитация сложных движений моббинг уроки доброты Picture Exchange Communication System аутизм одаренность с дисгармоничным типом развития
К началу Отвечаем на Ваши вопросы Письмо чуткого дедушки

Письмо чуткого дедушки

Вопрос:

Анна, добрый день, не знаю дойдет ли мое письмо к Вам?

Вот с такой проблемой столкнулся я в своей жизни В свое время у моей дочери поставлен диагноз аутизм ее сыну, т.е. моему внуку. В чем он выражается: когда он восхищается или доведен до истерики он жмет кулачками свои щечки, ну это у него с самого рождения и нам сначала было даже интересно что он так делает. Говорить он помаленьку начал примерно с 4х лет. Я с ним играл маленькими игрушками из киндер сюрпризов. Была такая игрушка курочка и я ему показывал как она прыгает и как кудахчет и поэтому его первое слово было «Ко-ко-ко», потом он начал прыгать на диване и я его звал Санька и однажды у него выскочило это слово, потом я сжимал замком свои руки внизу, садил его раскачивал его и бросал с возгласом оппа на кровать он также стал говорить оппа, потом стали ездить с ним к дельфинам и он начал постепенно говорить мы конечно радовались каждому его новому слову или дельфины ему помогали или само время.

Потом начали с ним лепить простенькие вещи из пластилина, например вазочку с яблоками, ну вообщем все простенькое и он этим увлекся, а когда ему исполнилось 9 лет и он вылепливал очень хорошо маленьких зверушек, птичек. Саша любил подолгу играть одной и той же игрушкой, когда я купил ему металлический конструктор с болтиками и гаечками, он с удовольствием закручивал гаечки и мы с ним собирали различные самолеты по инструкции, которая прилагается к конструктору, но я его предупредил, что после того как мы соберем какую либо модель, он поиграет ей, а потом мы ее разберем и будем собирать другую модельку он согласился. Прошли только сборку самолетиков, а потом он остыл к этому занятию.

Еще до школы мы стали с ним заниматься тем что ставили из маленьких игрушек по сказкам разные постановки. Делали это примерно так (это была наша первая сказка про колобок): из лего собрали маленький домик из шарика нарисовали колобок, а из игрушек набрали всех артистов по сценарию. По вечерам перед сном я всегда читал ему сказки и после того как я несколько раз Саше прочитаю какую-нибудь сказку он ее запоминал и мы ее ставили. Так он выучил и мы поставили очень много сказок. Потом он даже стал уговаривать меня: «Дедушка давай сыграем эту сказку ведь артистов и реквизита для нее надо не много, а чего не хватит я слеплю из пластилина» ну я конечно всегда соглашался. Сначала он часто повторял одну и ту же сказку потом повторять переставал, ему хотелось все новые ставить, как-то мы с ним ставили сказку Юрия Цейткина «Репетиция» каких реквизитов в игрушках не хватало Саша лепил из пластилина или вырезал из картона, или какого-нибудь животного не находилось, например не было верблюда он слепил горбики лошадке чтобы получился верблюд. Фантазия у него огромная. Когда ему было лет пять и мы копали картошку он сочинил сказку: «Посадил дед картошку и выросла картошка большая-пребольшая и т.д.»

Закончил Саша 1 й класс в числе первых двух лучших из класса, правда в классе к концу года осталось всего 7 человек. Хотя с вечера он начинал говорить что не пойдет завтра в школу, а утром со слезами собираю его в школу, но только переступает порог школы его как будто кто подменяет: спрашивает у учителя какой будет урок достает учебник, пенал, дневник и аккуратненько кладет на край парты А дома он был совсем другой, когда я звал его делать уроки Саша, если ни чего не делает, соглашается, но не садится делать уроки, ну а если смотрел мультик или что-нибудь лепит из пластилина, говорит: «Подожди сейчас закончится мультик или долеплю из пластилина будем делать уроки», но кончался мультик он начинал смотреть другой, а за уроки не садился, ну а если сядет за стол, то думает о чем-то о другом, его очень трудно сосредоточить на выполнение домашнего задания. Очень трудно было петь сначала с ним вместе песни, но потом научился и даже было пел один.

Чем старше он становился тем больше появлялось у него различных жестов, например: прижимает плечи к туловищу, а предплечьями машет взад вперед градусов на 25 при этом пальчиками хлопает по одноименным ладошкам; проводит резко перед лицом на уровне рта ладошкой а в конце движения быстро сжимает пальчики в кулачек а мизинец не сжимает со всеми пальчиками в кулачек и еще, всех не опишешь,все это он делает очень быстро и все это сопровождается возгласами: А-А, И-И, И-ХА-ХА, ХА-ХИИ, ИЙ, ЕЭЕ и не просто так их выкрикивает, а как бы, если сказать языком музыканта из-зо такта. Жмет он щечки примерно так. Правой рукой: большой палец прижимает к углу нижней челюсти, мизинец прижимает к крылу носа, указательный к козелку уха, а остальные пальчики прижимает к самой щечке. Левой рукой: большой палец прижимает снизу к нижней челюсти, а остальные сжаты в кулачек и давят на щечку, но указательный и мизинец немного выдвинуты вверх. Жмет он их подолгу с небольшими перерывамии похоже очень сильно. Конкретную причину установить не могу (вроде от восхищения когда играет на пластейшене , на телефоне или на компьютере). Когда придет в школу и приготовится к уроку, т.е. достанет учебник, тетрадку, пенал и начинает ходить по классу и жаться и громко кряхтит. Про такой стим я даже нигде не читал. Что только я с Сашей не делал , чтобы он освободился или хотя-бы уменьшил это стим: «Ласковый мелок», и делаю его так: слегка задевая пальцем голую спину рисую солнышко, луну, месяц, звезды на небе, большую медведицу, ромашку, василек, колокольчик, домики, разные цифры и знаете через какое-то время он стал меньше жаться и пятно практически исчезло, еще «Волшебный сон» различные упражнения на расслабление мышечных зажимов как «Сосулька». «Тяни» «Черепаха» «Буратино» и еще много, много, но ничего не помогает, в том месте на скуле где он сжимает щечки у него даже появлялось коричневое пятно с правой стороны диаметром 5-6 см. Днем у Саши всегда влажные ладошки и первую половину ночи всегда потеет и пока не заснет почему-то вздрагивает. Где-то я вычитал что надо повторять его движения при стиме и я попробовал также зажал кулаками свои щеки, дак он подбежал ко мне со звуками: «У-тю-тю-тю-тю» - это звуки из упражнения «Буратино», что-то больше я так не делаю. Мы не знаем что нам делать когда Саша начинает кулачками сжимать щечки я ему говорю: «Сашенька успокойся», но это не помогает и надо ли его останавливать? В свое время я его научил играть в шахматы и когда он учился играть все было нормально, а потом, если он играл с компьютером, то вообще не переставал жать кулачками щечки и я его больше не прошу его играть с компьютером Еще он очень часто повторяет какое-нибудь выражение по нескольку раз, когда что-нибудь рассказывает, например: « Дедушка мы ходили в зоопарк и видели там голубого попугая» и так несколько раз, а мы говорим: «Сашенька ну ты сказал один раз и хватит» но это тоже его не останавливает. Или примерно так: «И вот дедушка, (5 – 6 раз, а может больше), помнишь когда в доме у нас отключили электричество (5 – 6 раз, а может больше), и я подумал (5 – 6 раз, а может больше), что у нас в доме произошло небольшое ЧП (5 – 6 раз, а может больше), потом электричество включили.

С возрастом истерик у него стало поменьше. Раньше после еды, но сейчас меньше, ел много хлеба в сухомятку, подбежит к хлебнице, отломит кусок и ест. Сейчас по возможности перешли на безглютеновую диету, сначала он кричал что хочет пшеничного хлеба, но сейчас дочь научилась печь хлеб из муки без глютена, вроде он привык к нему, а казеин по анализам у него в норме. Много пьет воды. Два года по воскресениям на дому его учили играть на пианино и вроде получалось я его как-то попросил что-нибудь сыграть на пианино не дома, а он сказал: «Дедушка у меня же нет нот». В настоящее время пианино уже заброшено. Саша очень добрый: когда он только начал учиться в школе им за хорошие ответы давали конфетку дак он приносил эту конфету домой и делился со старшим братом, который учился в 4м классе; как-то приехали на дачу Саша нашел три ягодки малины он одну отдал брату вторую двоюродному брату, а третью съел сам. В первом классе в начале учебного года у них в классе появился драчун, который как-то ударил Сашу и Саша дал ему сдачи, но преподаватель начала конфликта не видел он отругал Сашу и Саша сделался виноватым и так несколько таких случаев и Саша не стал давать сдачу а просто говорил обидчику что я тоже могу тебя ударить. С ним мы записались на бокс ходили два раза в неделю, в прихожей я повесил грушу и как-то сказал Саше: «Давай нарисуем лицо Матвея (драчуна) и ты будешь колотить его, на что он сказал; «Дедушка нельзя так делать».

После второго класса Саша бокс забросил, хотя два года ездил на бокс с великим удовольствием. Распорядок дня у нас был да и сейчас примерно такой: подъем, кормление черепахи, туалет, физзарядка, умывание, чистка зубов, завтрак, одевание и дорога в школу. Хотя он и упирается выполнять домашнее задание, но он очень ответственный, когда ляжем спать он спрашивает: «Дедушка а мы домашнее задание все сделали?», или вспомнит уже возле школы: «Дедушка я забыл почистить зубы», а как-то заболел и мне говорит: «Дедушка я ведь завтра буду дежурный по классу, что делать?», ну я его успокоил, и сказал ему что пока подежурит кто-нибудь другой, а потом , когда выздоровеешь, отдежуришь, он согласился. Саше на день рождения 30 июля после второго класса мама подарила ему планшет и у него сейчас любимое занятие это планшет и пластилин (с ним он пока не расстается), ко всему остальному он становится равнодушен. Считаю подарок планшета это великая ошибка моей дочери от него Саша не отрывается: по выходным с самого утра, а в те дни когда ходит в школу после школы не раздевается и сразу берет планшет и ни чем его не отвлечешь, не хочет идти гулять, кататься на коньках, хотя коробка всего двести метров от дома.

На даче я сделал ходули, сделал качели, грушу для бокса, корзину для баскетбола, городки, есть ракетки для бадминтона, для тенниса, есть футбольный мяч и хорошая площадка, автомобиль, который ездит от аккумулятора, роликовые коньки и ничего он не хочет. Летом на даче любит ловить лягушек и ящериц, для эти целей я сделал что-то наподобие стеклянной клетки, на дно которой постелил дерн, любит ходить на рыбалку, для чего копаем вместе дождевых червей, еще ему очень нравиться ездить на занятия по английскому языку в языковый центр «Британия», еще мы ходим в музыкальный театр «Орфей», где они поют, танцуют, но пришли к тому, что надо было идти на генеральную репетицию, а потом выступать на сцене и Саша не пошел на репетицию, а мне сказал: «Дедушка я не хочу чтобы меня такого видели», чего я больше всего боялся. В статье семь шагов как научить ребенка сотрудничать рекомендуется: начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет достать Эти предметы в дальнейшем будут служить как поощрение, и пусть он хоть сколько ревет, не идти у его на поводу, но мне его жалко. Когда я ему говорю что уберу все игрушки, на что он мне говорит: «Дедушка ведь тебе меня будет жалко»

Саша закончил третий класс отличником, но это стоило ему, как мне кажется, очень больших усилий, чтобы у усвоить тему (особенно по математике) мне приходится увеличивать объем по сравнению с тем что им задали. С русским он справляется хорошо, также ему нравиться выполнять домашние задания по окр. миру, по чтению. Самое страшное что появлялось у него: боязнь. В конце учебного года в третьем классе Саша меня постоянно спрашивал: «Дедушка, а меня переведут в четвертый класс?, а вдруг не переведут». Стал бояться контрольных, хотя справляется с ними вроде не плохо. Самое слабое место у него по математике это решение задач. Чтобы избавиться от страхов мы с Сашей платно ездили к психологу, но 10 занятий психолога ему ничего не дали. У нас в Перми, для таких как Саша, абсолютно ничего нет. И все психологи про этот стим в один голос говорят так: «У всех они, даже у нормальных людей, разные: кто качает ногой, кто накручивает волос на палец, кто постукивает ногой и т. д» Сейчас мы в четвертом классе пока идем на пятерки, но все равно когда сядем делать домашнее задание он сидит как будто в какой-то оболочке и очень тяжело из нее выходит, поэтому в нормальной школе он не потянет, потому что ходим в школу 7го вида, не знаю как будет дальше, но недавно у него проскочило: «Дедушка, а меня переведут в пятый класс?», но только один раз больше я не слышал. Убедительно прошу Вас посоветуйте, что мне делать, времечко неумолимо бежит надо все как-то исправлять или пусть все идет так самотеком, куда направить его способности, с чем его приготовить к жизни, что у него развивать и как это узнать? Заранее благодарен, с уважением, Владимир. Убедительно прошу Вас не оставьте мое письмо без ответа.

Ответ:

Уважаемый Владимир, вы удивительный и чуткий дедушка. У Вас уже проделан колоссальный труд.

В Беларуси система образования строится по другим принципам, я не могу предположить, что такое школе 7 типа и какое образование она дает. Но по Вашему описанию у Вас высокофункционал

Возможно на этом сайте Вы найдете необходимую информацию.

Всего Вам хорошего,

Анна