Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
книги особому ребенку игра с аутичным ребёнком Имитация с предметами видеоуроки диагноз система коммуникации через обмен картинками PECS синдром Аспергера клуб тьюторов эмоции школа речевые шаблоны моббинг Луна мультфильм лицевая слепота артикуляционная гимнастика друг как научить ребёнка сенсорные ощущения высокофункциональный аутизм Юлиана Пьянкова родители ежедневное расписание Визуальные подсказки особенности поведения шизофрения агрессивное поведение контакт глазами инклюзивный класс эмоциональный интеллект выгорание от аутизма инклюзия Имитация сложных движений диагноз аутизм поведенческий момент аутичный ребёнок утежеленное одеяло ABA гнев Picture Exchange Communication System Имитация с использованием крупной моторики издевательства в школе ребёнок социальная история функция поведения стимминг фонд «Выход» обучение рассказ о непохожем брате Успокаивющие методы книга нейротипики поведенческий импульс Сенсорная стимуляция Расслабление обучение чтению братик одаренность с дисгармоничным типом развития аутизм откуда беруться дети с аутизмом тьютор Сенсорные стратегии надевать обувь агрессия логопед первые признаки фильм о детях с аутизмом самоповреждение поведение игры воспитание уроки доброты дружба игра имитация самостимуляция «исключительные дети» сенсорная игра Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома мультик Конвенция о правах инвалидов
К началу Отвечаем на Ваши вопросы

Отвечаем на Ваши вопросы

Письмо чуткого дедушки

Вопрос:

Анна, добрый день, не знаю дойдет ли мое письмо к Вам?

Вот с такой проблемой столкнулся я в своей жизни В свое время у моей дочери поставлен диагноз аутизм ее сыну, т.е. моему внуку. В чем он выражается: когда он восхищается или доведен до истерики он жмет кулачками свои щечки, ну это у него с самого рождения и нам сначала было даже интересно что он так делает. Говорить он помаленьку начал примерно с 4х лет. Я с ним играл маленькими игрушками из киндер сюрпризов. Была такая игрушка курочка и я ему показывал как она прыгает и как кудахчет и поэтому его первое слово было «Ко-ко-ко», потом он начал прыгать на диване и я его звал Санька и однажды у него выскочило это слово, потом я сжимал замком свои руки внизу, садил его раскачивал его и бросал с возгласом оппа на кровать он также стал говорить оппа, потом стали ездить с ним к дельфинам и он начал постепенно говорить мы конечно радовались каждому его новому слову или дельфины ему помогали или само время.

Потом начали с ним лепить простенькие вещи из пластилина, например вазочку с яблоками, ну вообщем все простенькое и он этим увлекся, а когда ему исполнилось 9 лет и он вылепливал очень хорошо маленьких зверушек, птичек. Саша любил подолгу играть одной и той же игрушкой, когда я купил ему металлический конструктор с болтиками и гаечками, он с удовольствием закручивал гаечки и мы с ним собирали различные самолеты по инструкции, которая прилагается к конструктору, но я его предупредил, что после того как мы соберем какую либо модель, он поиграет ей, а потом мы ее разберем и будем собирать другую модельку он согласился. Прошли только сборку самолетиков, а потом он остыл к этому занятию.

Еще до школы мы стали с ним заниматься тем что ставили из маленьких игрушек по сказкам разные постановки. Делали это примерно так (это была наша первая сказка про колобок): из лего собрали маленький домик из шарика нарисовали колобок, а из игрушек набрали всех артистов по сценарию. По вечерам перед сном я всегда читал ему сказки и после того как я несколько раз Саше прочитаю какую-нибудь сказку он ее запоминал и мы ее ставили. Так он выучил и мы поставили очень много сказок. Потом он даже стал уговаривать меня: «Дедушка давай сыграем эту сказку ведь артистов и реквизита для нее надо не много, а чего не хватит я слеплю из пластилина» ну я конечно всегда соглашался. Сначала он часто повторял одну и ту же сказку потом повторять переставал, ему хотелось все новые ставить, как-то мы с ним ставили сказку Юрия Цейткина «Репетиция» каких реквизитов в игрушках не хватало Саша лепил из пластилина или вырезал из картона, или какого-нибудь животного не находилось, например не было верблюда он слепил горбики лошадке чтобы получился верблюд. Фантазия у него огромная. Когда ему было лет пять и мы копали картошку он сочинил сказку: «Посадил дед картошку и выросла картошка большая-пребольшая и т.д.»

Закончил Саша 1 й класс в числе первых двух лучших из класса, правда в классе к концу года осталось всего 7 человек. Хотя с вечера он начинал говорить что не пойдет завтра в школу, а утром со слезами собираю его в школу, но только переступает порог школы его как будто кто подменяет: спрашивает у учителя какой будет урок достает учебник, пенал, дневник и аккуратненько кладет на край парты А дома он был совсем другой, когда я звал его делать уроки Саша, если ни чего не делает, соглашается, но не садится делать уроки, ну а если смотрел мультик или что-нибудь лепит из пластилина, говорит: «Подожди сейчас закончится мультик или долеплю из пластилина будем делать уроки», но кончался мультик он начинал смотреть другой, а за уроки не садился, ну а если сядет за стол, то думает о чем-то о другом, его очень трудно сосредоточить на выполнение домашнего задания. Очень трудно было петь сначала с ним вместе песни, но потом научился и даже было пел один.

Чем старше он становился тем больше появлялось у него различных жестов, например: прижимает плечи к туловищу, а предплечьями машет взад вперед градусов на 25 при этом пальчиками хлопает по одноименным ладошкам; проводит резко перед лицом на уровне рта ладошкой а в конце движения быстро сжимает пальчики в кулачек а мизинец не сжимает со всеми пальчиками в кулачек и еще, всех не опишешь,все это он делает очень быстро и все это сопровождается возгласами: А-А, И-И, И-ХА-ХА, ХА-ХИИ, ИЙ, ЕЭЕ и не просто так их выкрикивает, а как бы, если сказать языком музыканта из-зо такта. Жмет он щечки примерно так. Правой рукой: большой палец прижимает к углу нижней челюсти, мизинец прижимает к крылу носа, указательный к козелку уха, а остальные пальчики прижимает к самой щечке. Левой рукой: большой палец прижимает снизу к нижней челюсти, а остальные сжаты в кулачек и давят на щечку, но указательный и мизинец немного выдвинуты вверх. Жмет он их подолгу с небольшими перерывамии похоже очень сильно. Конкретную причину установить не могу (вроде от восхищения когда играет на пластейшене , на телефоне или на компьютере). Когда придет в школу и приготовится к уроку, т.е. достанет учебник, тетрадку, пенал и начинает ходить по классу и жаться и громко кряхтит. Про такой стим я даже нигде не читал. Что только я с Сашей не делал , чтобы он освободился или хотя-бы уменьшил это стим: «Ласковый мелок», и делаю его так: слегка задевая пальцем голую спину рисую солнышко, луну, месяц, звезды на небе, большую медведицу, ромашку, василек, колокольчик, домики, разные цифры и знаете через какое-то время он стал меньше жаться и пятно практически исчезло, еще «Волшебный сон» различные упражнения на расслабление мышечных зажимов как «Сосулька». «Тяни» «Черепаха» «Буратино» и еще много, много, но ничего не помогает, в том месте на скуле где он сжимает щечки у него даже появлялось коричневое пятно с правой стороны диаметром 5-6 см. Днем у Саши всегда влажные ладошки и первую половину ночи всегда потеет и пока не заснет почему-то вздрагивает. Где-то я вычитал что надо повторять его движения при стиме и я попробовал также зажал кулаками свои щеки, дак он подбежал ко мне со звуками: «У-тю-тю-тю-тю» - это звуки из упражнения «Буратино», что-то больше я так не делаю. Мы не знаем что нам делать когда Саша начинает кулачками сжимать щечки я ему говорю: «Сашенька успокойся», но это не помогает и надо ли его останавливать? В свое время я его научил играть в шахматы и когда он учился играть все было нормально, а потом, если он играл с компьютером, то вообще не переставал жать кулачками щечки и я его больше не прошу его играть с компьютером Еще он очень часто повторяет какое-нибудь выражение по нескольку раз, когда что-нибудь рассказывает, например: « Дедушка мы ходили в зоопарк и видели там голубого попугая» и так несколько раз, а мы говорим: «Сашенька ну ты сказал один раз и хватит» но это тоже его не останавливает. Или примерно так: «И вот дедушка, (5 – 6 раз, а может больше), помнишь когда в доме у нас отключили электричество (5 – 6 раз, а может больше), и я подумал (5 – 6 раз, а может больше), что у нас в доме произошло небольшое ЧП (5 – 6 раз, а может больше), потом электричество включили.

С возрастом истерик у него стало поменьше. Раньше после еды, но сейчас меньше, ел много хлеба в сухомятку, подбежит к хлебнице, отломит кусок и ест. Сейчас по возможности перешли на безглютеновую диету, сначала он кричал что хочет пшеничного хлеба, но сейчас дочь научилась печь хлеб из муки без глютена, вроде он привык к нему, а казеин по анализам у него в норме. Много пьет воды. Два года по воскресениям на дому его учили играть на пианино и вроде получалось я его как-то попросил что-нибудь сыграть на пианино не дома, а он сказал: «Дедушка у меня же нет нот». В настоящее время пианино уже заброшено. Саша очень добрый: когда он только начал учиться в школе им за хорошие ответы давали конфетку дак он приносил эту конфету домой и делился со старшим братом, который учился в 4м классе; как-то приехали на дачу Саша нашел три ягодки малины он одну отдал брату вторую двоюродному брату, а третью съел сам. В первом классе в начале учебного года у них в классе появился драчун, который как-то ударил Сашу и Саша дал ему сдачи, но преподаватель начала конфликта не видел он отругал Сашу и Саша сделался виноватым и так несколько таких случаев и Саша не стал давать сдачу а просто говорил обидчику что я тоже могу тебя ударить. С ним мы записались на бокс ходили два раза в неделю, в прихожей я повесил грушу и как-то сказал Саше: «Давай нарисуем лицо Матвея (драчуна) и ты будешь колотить его, на что он сказал; «Дедушка нельзя так делать».

После второго класса Саша бокс забросил, хотя два года ездил на бокс с великим удовольствием. Распорядок дня у нас был да и сейчас примерно такой: подъем, кормление черепахи, туалет, физзарядка, умывание, чистка зубов, завтрак, одевание и дорога в школу. Хотя он и упирается выполнять домашнее задание, но он очень ответственный, когда ляжем спать он спрашивает: «Дедушка а мы домашнее задание все сделали?», или вспомнит уже возле школы: «Дедушка я забыл почистить зубы», а как-то заболел и мне говорит: «Дедушка я ведь завтра буду дежурный по классу, что делать?», ну я его успокоил, и сказал ему что пока подежурит кто-нибудь другой, а потом , когда выздоровеешь, отдежуришь, он согласился. Саше на день рождения 30 июля после второго класса мама подарила ему планшет и у него сейчас любимое занятие это планшет и пластилин (с ним он пока не расстается), ко всему остальному он становится равнодушен. Считаю подарок планшета это великая ошибка моей дочери от него Саша не отрывается: по выходным с самого утра, а в те дни когда ходит в школу после школы не раздевается и сразу берет планшет и ни чем его не отвлечешь, не хочет идти гулять, кататься на коньках, хотя коробка всего двести метров от дома.

На даче я сделал ходули, сделал качели, грушу для бокса, корзину для баскетбола, городки, есть ракетки для бадминтона, для тенниса, есть футбольный мяч и хорошая площадка, автомобиль, который ездит от аккумулятора, роликовые коньки и ничего он не хочет. Летом на даче любит ловить лягушек и ящериц, для эти целей я сделал что-то наподобие стеклянной клетки, на дно которой постелил дерн, любит ходить на рыбалку, для чего копаем вместе дождевых червей, еще ему очень нравиться ездить на занятия по английскому языку в языковый центр «Британия», еще мы ходим в музыкальный театр «Орфей», где они поют, танцуют, но пришли к тому, что надо было идти на генеральную репетицию, а потом выступать на сцене и Саша не пошел на репетицию, а мне сказал: «Дедушка я не хочу чтобы меня такого видели», чего я больше всего боялся. В статье семь шагов как научить ребенка сотрудничать рекомендуется: начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет достать Эти предметы в дальнейшем будут служить как поощрение, и пусть он хоть сколько ревет, не идти у его на поводу, но мне его жалко. Когда я ему говорю что уберу все игрушки, на что он мне говорит: «Дедушка ведь тебе меня будет жалко»

Саша закончил третий класс отличником, но это стоило ему, как мне кажется, очень больших усилий, чтобы у усвоить тему (особенно по математике) мне приходится увеличивать объем по сравнению с тем что им задали. С русским он справляется хорошо, также ему нравиться выполнять домашние задания по окр. миру, по чтению. Самое страшное что появлялось у него: боязнь. В конце учебного года в третьем классе Саша меня постоянно спрашивал: «Дедушка, а меня переведут в четвертый класс?, а вдруг не переведут». Стал бояться контрольных, хотя справляется с ними вроде не плохо. Самое слабое место у него по математике это решение задач. Чтобы избавиться от страхов мы с Сашей платно ездили к психологу, но 10 занятий психолога ему ничего не дали. У нас в Перми, для таких как Саша, абсолютно ничего нет. И все психологи про этот стим в один голос говорят так: «У всех они, даже у нормальных людей, разные: кто качает ногой, кто накручивает волос на палец, кто постукивает ногой и т. д» Сейчас мы в четвертом классе пока идем на пятерки, но все равно когда сядем делать домашнее задание он сидит как будто в какой-то оболочке и очень тяжело из нее выходит, поэтому в нормальной школе он не потянет, потому что ходим в школу 7го вида, не знаю как будет дальше, но недавно у него проскочило: «Дедушка, а меня переведут в пятый класс?», но только один раз больше я не слышал. Убедительно прошу Вас посоветуйте, что мне делать, времечко неумолимо бежит надо все как-то исправлять или пусть все идет так самотеком, куда направить его способности, с чем его приготовить к жизни, что у него развивать и как это узнать? Заранее благодарен, с уважением, Владимир. Убедительно прошу Вас не оставьте мое письмо без ответа.

Ответ:

Уважаемый Владимир, вы удивительный и чуткий дедушка. У Вас уже проделан колоссальный труд.

В Беларуси система образования строится по другим принципам, я не могу предположить, что такое школе 7 типа и какое образование она дает. Но по Вашему описанию у Вас высокофункционал

Возможно на этом сайте Вы найдете необходимую информацию.

Всего Вам хорошего,

Анна

А может, у меня аутизм?

Вопрос:

Как можно продиагностировать себя на аутизм? Мне 32 года.

Ответ:

Попробуйте поискать тесты в интернете. Например, на этом сайте есть масса информации по интересующей Вас теме.

Если предстоит переезд

Вопрос:

«Собираемся семьей переехать в Беларусь, в Минск. У старшего ребенка аутизм, учится в инклюзивной школе в 5-ом классе.

Подскажите, пожалуйста, куда нам обратиться, в какую школу и какие документы подготовить?»

Ответ:

Данный вопрос будет решать Управление образования по месту Вашего жительства.

Нужна ли ребенку инвалидность?

«У нас двое детей,мальчик, 4 года (диагноз под вопросом, синдром Аспергера или РДА) и девочка, в апреле 3 года ( диагноз --  РДА)."

В детском психоневрологическом центре сказали, что в ближайшее время предложат инвалидность обоим детям. Мы не уверены, стоит ли соглашаться. Вроде бы это не плохо,  какие-то льготы, пособие, может, что-то еще... Но боимся, что инвалидность создаст проблемы детям в будущем.

Хочется поступить правильно. Нужен совет в этом вопросе, у нас нет опыта. С уважением,Зоя Владимировна, бабушка».

Уважаемая Зоя Владимировна, к сожалению, ответа на Ваш вопрос нет. Как и нет прогноза развития детей.

На наших ресурсах не раз поднималась эта тема, -- поверьте, каждая семья решала для себя этот вопрос. Денег и времени на реабилитацию детей может потребоваться очень много. Оформление инвалидности даст возможность маме не работать с сохранением трудового стажа; пособие на детей и маму около 5 миллионов в Вашем случае; бесплатные детский сад и проезд в транспорте.

Что будет через 15 лет? Если реабилитация будет успешной,  диагноз снимут. Если нет, то у детей будет возможность получать пособие или работать.

Несомненно, статус ребенка-ивалида -- это не то, о чем мечтали родители. И Вы можете не оформлять инвалидность. Но, насколько ясно из письма, дети уже состоят на учете с диагнозами.

О гомеопатическом лечении

«А известно ли вам, что правильное гомеопатическое лечение устраняет симптомы аутизма? Зачем вам боротся с тем, что можно вылечить?..»

Спасибо за вопрос. К большому сожалению, все, кто прибегал к помощи гомеопатии, добились хороших результатов только по здоровью. Возможно, не повстречались врачи, которые готовы были работать с аутизмом.

Буду бесконечно благодарна, если Вы сможете поделиться своими результатами. Жду ответа.

Как найти школу с инклюзивными классами?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где планируются инклюзивные классы на 2016/2017 учебный год. Спасибо! (г. Минск)


Что касается инклюзивных классов (согласно принятой в Беларуси Концепции развития инклюзивного образования), то в ближайшие лет 5 будут работать только опытные площадки и готовиться законодательная база.

Я так понимаю, что Вас больше интересует вопрос, куда отправить ребенка учиться? В прошедшую субботу, 5 декабря 2015, года наша организация проводила собрание родителей первоклассников. По итогам могу сказать, что это не последнее мероприятие, и если Вы будете отслеживать информацию на сайте и в Фейсбук-сообществе МБОО «Дети. Аутизм. Родители», то мы с Вами встретимся и поговорим более предметно.

Надеюсь, одна из мам нашей организации возьмет на себе организационную часть и сможет аккумулировать информацию обо всех активных и небезразличных родителях.

Сегодня родители ищут себе компанию. Только хорошей командой можно создать приемлемые условия для своих детей в существующих законодательных рамках. Надо понимать, что это требует огромных душевных и материальных ресурсов.

Сложно сказать, какая ситуация будет 1 сентября 2016 года. Законодательство сегодня довольно «жестко рекомендует» учитывать количество детей в классе и их учебные программы (ТО, ТНР и вспомогательная).

Чем раньше Вы определитесь со школой и найдете таких же родителей, тем больше шансов у Вас подготовить за лето тьюторов и необходимую методическую базу.  Возможно, Вам стоит обратиться в ЦКРОиР Вашего района, с просьбой познакомить с будущими первоклассниками. Все дети там проходят комиссии, и, как правило, сотрудники ЦКРОиР знают «своих» детей.

Трудности перехода

“Здравствуйте. У нас мальчик 5,9. Очень большая проблема – трудности перехода. Ему трудно принимать что-то новое, ходить новыми маршрутами. Спонтанность вызывает страшные истерики. Скажите, что с этим можно сделать?”


Хороший вопрос. Многие родители сталкивались с такой проблемой. Для всех людей с аутизмом рутина является залогом стабильности и уверенности. Совершенно понятно, что от изменения маршрута у ребенка начинается паника. Если бы я села в такси, а меня повезли совершенно в другую сторону, я бы тоже впала в панику. И слова – успокойся, все будет хорошо, – только усилили бы ее.

Что могло бы меня успокоить? Видимо, четкий план. Фото дороги, точное описание маршрута. У каждого свой рецепт.

Конечно, каждый случай надо рассматривать отдельно. Возможно, ребенка пугает вывеска или странный звук кондиционера, да что угодно, если вы начинаете идти по новому пути.

Работа с расписаниями будет для вас первым шагом к решению вопросов. Чем подробнее будут расписаны события, тем лучше. Фото, картинки, – пригодится все.

Даю ссылку на сайт фонда «Выход» http://outfund.ru/tag/vospitanie-detej-s-autizmom/ Надеюсь, что среди этой информации Вы что-то для себя найдете.

«Не капризничает, не зовет, не тянется ручками...»

«Извините за длинный текст, не могу уже все это держать в голове.

Моему сыну 5 месяцев. Роды были в 41 неделю и 3 дня, тяжелыми, применяли вакуум (слабая род. Деятельность, крупный плод 4290 г). У малыша был отек мозговой ткани, огромные кефалогематомы.

Делали МРТ, ЭЭГ в месяц,были в норме, на УЗИ мозга – минимальная асимметрия желудочков. Выписались из «Мать и дитя» с диагнозом «Энцефалопатия сред. степени тяжести смешанного генеза» в 1 месяц 5 дней.

У меня до 2 месяцев была страшная депрессия и сейчас иногда наплывы, дома всегда одни с ребенком, муж с работы на работу, помощи нет. Вовка стал гулить в 3 недели, улыбался, когда я целую в щечки. Потом стал повторять за мной «агу». Появился комплекс оживления. В 3 месяца услышала его смех, когда за шею кусала. Перевернулся в 3 месяца 19 дней.

Беспокоит, что с 4 месяцев он перестал «агукать», только пищал. Сейчас гуление снова появилось, но только «сам с собой».На диалог я его вызвать не могу. На меня смотрит бегло, – глянет, иногда улыбнется и отвернется. С игрушками играет.

Теперь он совсем не хочет смотреть на чужих, на их голос не реагирует, на папу лучше, но тоже неохотно (он у нас редко бывает дома).Отворачивается от зеркала. На меня может более-менее долго смотреть только когда любимую песенку пою («Далеко-далеко...»).

Когда хожу по комнате, наблюдает. Разговариваю с ним издалека – смотрит. Руки ко мне не тянет. Когда тяну свои, смотрит на руки, не понимает. Но тянет руки к своей бутылочке (мы на ИВ) и держит ее сам.

Спит хорошо и днем, и ночью. Вообще спокойный очень, не требует рук, может долго играть один. Когда разговариваю с ним, а потом отхожу, не капризничает, не зовет. Но я все равно стараюсь всегда быть рядом, разговаривать, петь, стишки рассказывать, завлекать, чтобы посмотрел.

Поворачивается, когда зову через раз (реагирует просто на голос, не на имя). У нас мышечная дистония, сейчас плохо держит спинку, невролог назначил массаж, нейромультивит, это было в 4 месяца, тогда еще меня его поведение не беспокоило. Может, это у меня паранойя, как говорит муж?

Знаю, что Вы по своей девочке заметили неладное еще в 3 месяца. Что Вы можете сказать о моем ребенке и что мне делать дальше? Я очень мнительный человек, от информации в интернете совсем опускаются руки. Буду очень благодарна Вам за ответ».

Здравствуйте. Очень хорошо, что Вы собрались с силами и написали мне. Не каждая мама может заметить такие нюансы поведения ребенка.

Все же с моей стороны будет крайне безответствено давать советы. Я нашла специалиста, которая работает и консультирует таких малышей и родителей. Не корректно будет выкладывать ее номер телефона в общий доступ. Очень Вас прошу позвонить мне.

+375 (44) 5-000-455

Аня

Нужен совет: кто делал микрополяризацию?

У моего сына аутизм.Ему 5,5 лет ,ходит в детсад в группу для детей инвалидов.Не говорит,сильная избирательность в еде, в туалет не просится, много чего боится,особенно громких звуков.

В понедельник ложимся в Новинки на микрополяризацию мозга. Хотелось бы узнать отзывы об этой процедуре.

Заранее спасибо.Мама Владика Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна! На нашем сайте нет форума, а мнение редактора не может претендовать на истину в последней инстанции. Поэтому Ваш вопрос я скопировала в нашу группу в сети Фейсбук. Ответы и советы можно читать здесь facebook.com

Как научить ребенка с аутизмом правильно надевать обувь?
Картинку разрезаете пополам, наклеиваете на стельку. Когда обувь стоит правильно, картинка получается. Когда не правильно, картинка не получается.
В одной из профильных групп на Фейсбуке есть рекомендация – обвести и вырезать контур обуви из бумаги, заламинировать и разместить в прихожей. Ребенок будет сравнивать, совпадает или нет.
Автор совета – Оксана Трушик
Как научить детей с аутизмом показывать, где болит?

АВА-терапевт и первый в Беларуси профессиональный тьютор Юлиана Пьянкова предлагает распечатать и всегда носить с собой фотографию ребенка (или схематичное изображение человека), чтобы ребенок мог отметить, где болит.

– Картинка должна быть постоянно с вами, и в ситуации, когда ребенок, например, царапает, режет палец или ударяется какой-либо частью тела, показывайте соответствующее место на картинке и проговаривайте «здесь больно».

Можно сразу же показывать на ребенке. Я обычно сначала рукой ребенка показываю на картинке, а потом сразу перевожу руку на больное место.