Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
гнев Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома агрессия логопед Визуальные подсказки диагноз Имитация сложных движений самостимуляция первые признаки рассказ о непохожем брате высокофункциональный аутизм мультфильм аутичный ребёнок особенности поведения диагноз аутизм контакт глазами поведенческий импульс друг школа Имитация с использованием крупной моторики имитация Успокаивющие методы PECS ежедневное расписание социальная история обучение нейротипики мультик надевать обувь эмоциональный интеллект выгорание от аутизма Имитация с предметами издевательства в школе стимминг игра поведение система коммуникации через обмен картинками Конвенция о правах инвалидов инклюзия фонд «Выход» воспитание агрессивное поведение аутизм Луна утежеленное одеяло тьютор синдром Аспергера Сенсорные стратегии эмоции откуда беруться дети с аутизмом инклюзивный класс Picture Exchange Communication System уроки доброты ребёнок артикуляционная гимнастика сенсорные ощущения как научить ребёнка моббинг одаренность с дисгармоничным типом развития дружба фильм о детях с аутизмом ABA лицевая слепота книга сенсорная игра клуб тьюторов братик Сенсорная стимуляция поведенческий момент речевые шаблоны книги особому ребенку самоповреждение Юлиана Пьянкова родители шизофрения игра с аутичным ребёнком видеоуроки обучение чтению Расслабление «исключительные дети» функция поведения игры
К началу Новости Новости образования Дети-инвалиды теперь могут учиться в обычных школах: утверждена концепция и открыты первые классы

Дети-инвалиды теперь могут учиться в обычных школах: утверждена концепция и открыты первые классы

Дети-инвалиды теперь могут учиться в обычных школах: утверждена концепция и открыты первые классы

Фото: DDP

Дети с особенностями развития могли получать образование и раньше. Варианта было два. Первый — спецшколы. Но в них инвалиды практически лишены возможности социализации. Второй — интегрированные классы в обычных школах. Но их мало. И подходят они не для всех. Потому что главный принцип интеграции — ребенок подстраивается под систему образования.

Инклюзивное образование похоже на интегрированное: и дети с особенностями, и здоровые учатся вместе. Но принципиальное отличие инклюзии в том, что система подстраивается под ребенка, и подходы к образовательному процессу меняются таким образом, чтобы они удовлетворяли индивидуальные потребности каждого в обучении.

Это мировая практика, которую собираются реализовать и в нашей стране. Образование будет доступно на всех уровнях: в детских садах, школах, колледжах, ПТУ и вузах. При этом прежние спецклассы и группы для инвалидов обещают не закрывать.

По утвержденной в Беларуси концепции, «инклюзивное образование — это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся».

«Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними», — написано в концепции.

Пока отечественная система образования не готова к полноценной реализации проекта. Во-первых, нужно внести изменения в некоторые правовые акты. Во-вторых, написать учебники и методическую литературу. В-третьих, в самих учебных заведениях необходимо создать все условия для учеников с особенностями. Прежде всего, это безбарьерная среда. В-четвертых, подготовить кадры. В классах, помимо преподавателя, с детьми-инвалидами будет работать ассистент. Школам разрешат взять на работу дополнительных специалистов: учителей, психологов, тьюторов, сурдопереводчиков и сопровождающих.

Помимо системы образования, к инклюзии должно быть готово и общество. Поэтому одна из задач, которая прописана в концепции, — формирование толерантности у всех участников учебного процесса.

«Инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав», — говорится в документе.

Общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» давно выступает за открытие в Беларуси инклюзивных школ. Ее руководитель Татьяна Яковлева говорит, что принятая концепция — это первый цельный документ на просторах бывшего Советского Союза, где люди с особенностями психофизического развития включены в общеобразовательную среду.

«Одна из отличительных особенностей нашей концепции, что инклюзивное образование рассматривается для всех уровней образования: от детского сада до университета. И речь идет об изменениях отношений в пространстве именно основного образования, а не специального, — оценивает документ Татьяна Яковлева. — В других странах СНГ такого нет. Там инклюзия рассматривается как сервис для детей с особенностями развития».

При этом руководитель общественной организации обращает внимание на то, что концепция в нынешнем виде затронула лишь категорию детей с особенностями психофизического развития.

«Мы надеемся, что далее этот опыт будет распространяться и на другие уязвимые группы социального сообщества», — говорит Татьяна Яковлева.

Представленная концепция — это общий документ. Общественные организации ждут расписанного плана мероприятий по реализации программы.

«Хотелось бы, чтобы дополнительно появились частные документы. В частности, важно принять положение об ассистенте-педагоге, где будет подробно описана его квалификация и функциональные обязанности,  считает руководитель МБОО „Дети. Аутизм. Родители“. — Также, чтобы все работало, необходим сетевой документ о взаимодействии разных учреждений образования с общественными организациями по сопровождению инклюзивных практик».

Финансирование инклюзивного образования будет идти за счет госбюджета и спонсорских средств. В образовательный процесс Минобр собирается активно вовлекать как родителей детей-инвалидов, так и профильные общественные организации.

Реализация концепция разбита на три этапа. В ближайшие два года будет идти подготовка. В 2018 году отдельные учебные заведения полностью приступят к инклюзивному образованию. А после 2020 года состав участников программы должен расшириться.

Источник: tut.by

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.