Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
Юлиана Пьянкова Сенсорные стратегии моббинг помощь ребёнку с аутизмом Луна родители эмоции особенности поведения самоповреждение поведенческий момент имитация аутизм самостимуляция игры Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома инклюзия PECS игра с аутичным ребёнком гнев система коммуникации через обмен картинками Расслабление Визуальные подсказки функция поведения книга эмоциональный интеллект «исключительные дети» шизофрения мультик дружба обучение фильм о детях с аутизмом воспитание поведение агрессивное поведение Сенсорная стимуляция Успокаивющие методы одаренность с дисгармоничным типом развития Конвенция о правах инвалидов ABA речевые шаблоны диагноз артикуляционная гимнастика Picture Exchange Communication System ребёнок издевательства в школе Имитация с предметами сенсорные ощущения братик ежедневное расписание социальная история как научить ребёнка аутичный ребёнок обучение чтению игра тьютор поведенческий импульс выгорание от аутизма агрессия книги особому ребенку Имитация сложных движений сенсорная игра высокофункциональный аутизм инклюзивный класс надевать обувь видеоуроки первые признаки Имитация с использованием крупной моторики контакт глазами уроки доброты стимминг лицевая слепота школа логопед нейротипики мультфильм друг диагноз аутизм клуб тьюторов рассказ о непохожем брате откуда беруться дети с аутизмом синдром Аспергера утежеленное одеяло фонд «Выход»
К началу Новости Новости образования Дети-инвалиды теперь могут учиться в обычных школах: утверждена концепция и открыты первые классы

Дети-инвалиды теперь могут учиться в обычных школах: утверждена концепция и открыты первые классы

Дети-инвалиды теперь могут учиться в обычных школах: утверждена концепция и открыты первые классы

Фото: DDP

Дети с особенностями развития могли получать образование и раньше. Варианта было два. Первый — спецшколы. Но в них инвалиды практически лишены возможности социализации. Второй — интегрированные классы в обычных школах. Но их мало. И подходят они не для всех. Потому что главный принцип интеграции — ребенок подстраивается под систему образования.

Инклюзивное образование похоже на интегрированное: и дети с особенностями, и здоровые учатся вместе. Но принципиальное отличие инклюзии в том, что система подстраивается под ребенка, и подходы к образовательному процессу меняются таким образом, чтобы они удовлетворяли индивидуальные потребности каждого в обучении.

Это мировая практика, которую собираются реализовать и в нашей стране. Образование будет доступно на всех уровнях: в детских садах, школах, колледжах, ПТУ и вузах. При этом прежние спецклассы и группы для инвалидов обещают не закрывать.

По утвержденной в Беларуси концепции, «инклюзивное образование — это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся».

«Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними», — написано в концепции.

Пока отечественная система образования не готова к полноценной реализации проекта. Во-первых, нужно внести изменения в некоторые правовые акты. Во-вторых, написать учебники и методическую литературу. В-третьих, в самих учебных заведениях необходимо создать все условия для учеников с особенностями. Прежде всего, это безбарьерная среда. В-четвертых, подготовить кадры. В классах, помимо преподавателя, с детьми-инвалидами будет работать ассистент. Школам разрешат взять на работу дополнительных специалистов: учителей, психологов, тьюторов, сурдопереводчиков и сопровождающих.

Помимо системы образования, к инклюзии должно быть готово и общество. Поэтому одна из задач, которая прописана в концепции, — формирование толерантности у всех участников учебного процесса.

«Инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав», — говорится в документе.

Общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» давно выступает за открытие в Беларуси инклюзивных школ. Ее руководитель Татьяна Яковлева говорит, что принятая концепция — это первый цельный документ на просторах бывшего Советского Союза, где люди с особенностями психофизического развития включены в общеобразовательную среду.

«Одна из отличительных особенностей нашей концепции, что инклюзивное образование рассматривается для всех уровней образования: от детского сада до университета. И речь идет об изменениях отношений в пространстве именно основного образования, а не специального, — оценивает документ Татьяна Яковлева. — В других странах СНГ такого нет. Там инклюзия рассматривается как сервис для детей с особенностями развития».

При этом руководитель общественной организации обращает внимание на то, что концепция в нынешнем виде затронула лишь категорию детей с особенностями психофизического развития.

«Мы надеемся, что далее этот опыт будет распространяться и на другие уязвимые группы социального сообщества», — говорит Татьяна Яковлева.

Представленная концепция — это общий документ. Общественные организации ждут расписанного плана мероприятий по реализации программы.

«Хотелось бы, чтобы дополнительно появились частные документы. В частности, важно принять положение об ассистенте-педагоге, где будет подробно описана его квалификация и функциональные обязанности,  считает руководитель МБОО „Дети. Аутизм. Родители“. — Также, чтобы все работало, необходим сетевой документ о взаимодействии разных учреждений образования с общественными организациями по сопровождению инклюзивных практик».

Финансирование инклюзивного образования будет идти за счет госбюджета и спонсорских средств. В образовательный процесс Минобр собирается активно вовлекать как родителей детей-инвалидов, так и профильные общественные организации.

Реализация концепция разбита на три этапа. В ближайшие два года будет идти подготовка. В 2018 году отдельные учебные заведения полностью приступят к инклюзивному образованию. А после 2020 года состав участников программы должен расшириться.

Источник: tut.by

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.