Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
поведение игра с аутичным ребёнком функция поведения обучение чтению Успокаивющие методы школа особенности поведения сенсорные ощущения Имитация сложных движений артикуляционная гимнастика издевательства в школе ABA уроки доброты лицевая слепота Юлиана Пьянкова дружба игры логопед выгорание от аутизма гнев фильм о детях с аутизмом мультик надевать обувь клуб тьюторов самостимуляция родители стимминг братик агрессивное поведение фонд «Выход» система коммуникации через обмен картинками сенсорная игра диагноз аутизм утежеленное одеяло высокофункциональный аутизм Визуальные подсказки ежедневное расписание речевые шаблоны «исключительные дети» моббинг инклюзия эмоциональный интеллект одаренность с дисгармоничным типом развития обучение Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома как научить ребёнка PECS помощь ребёнку с аутизмом поведенческий импульс инклюзивный класс контакт глазами имитация аутичный ребёнок Сенсорная стимуляция Расслабление тьютор диагноз ребёнок агрессия Имитация с предметами первые признаки самоповреждение аутизм Picture Exchange Communication System эмоции книги особому ребенку видеоуроки воспитание мультфильм друг Конвенция о правах инвалидов книга Имитация с использованием крупной моторики Сенсорные стратегии Луна игра социальная история откуда беруться дети с аутизмом нейротипики шизофрения синдром Аспергера рассказ о непохожем брате поведенческий момент
К началу Новости Наши новости «Таблеток от этого не существует». Как белорусским детям с аутизмом помогают адаптироваться в обществе

«Таблеток от этого не существует». Как белорусским детям с аутизмом помогают адаптироваться в обществе

Сенсорная интеграция - Дети. Аутизм. Родители

Детей с аутизмом называют «маленькими принцами». Еще несколько лет назад большинство родителей в РБ ставили крест на их успешном будущем. Правда, в последнее время многое изменилось. Появились школы с инклюзивной средой, тьюторы, театр, где в роли актеров выступают и дети с аутизмом, стартовал проект «Спорт-инклюзия». Плюс ко всему большой радостью для родителей стало открытие в столице Инклюзивного центра поддержки и сопровождения семей.

— Сенсорная интеграция — это реабилитационный метод, который через ощущения помогает значительно улучшить жизнь и общее самочувствие ребенка (повысить его способность к обучению, наладить взаимодействие с окружающим миром), — объясняет Александр Голамонов, специалист Инклюзивного центра поддержки и сопровождения семей при Международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители».

Изначально метод был разработан для мальчиков и девочек, у которых есть проблемы с сенсорикой. Джин Айрес, которая все это придумала, заметила: часто проблемы с обучением возникают не потому, что дети ленивые или глупые. А потому, что есть особенности обработки зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной информации. Например, ребенку с сенсорными нарушениями сложно улавливать то, о чем говорит учитель, он начинает нервничать, ерзать, не может сосредоточить внимание, проявляет некое необычное поведение.

Позже, когда ученые взялись за более детальное исследование симптоматики аутизма, выяснилось, что 80—90% детей с таким диагнозом имеют выраженные проблемы с сенсорикой.

— Мои занятия по сенсорной интеграции выглядят со стороны как игра. Человек, который не в теме, может сказать: «Я тоже могу поиграть со своим ребенком». Но это не совсем так. Занятия по сенсорной интеграции и должны выглядеть как игра. Но это осознанно, целенаправленно сформированная игровая среда.

Сенсорная интеграция - Дети. Аутизм. Родители

Работа ведется в профессионально оборудованном помещении со специалистом. По сути, заменить ее ничем нельзя. Но и без дополнительной поддержки домашних ему не обойтись.

— В идеале все окружение ребенка должно двигаться в одном согласованном направлении. Если у родителей есть реальное желание помочь своему ребенку, нужно учитывать это, обучаться и выполнять рекомендации специалиста по сенсорной интеграции, конечно же, и дома, — отмечает Голамонов. — Реально помочь ребенку с аутизмом можно лишь только через инклюзию, через последовательную адаптацию его к жизни в обществе. Родителям важно быть нацеленными на будущее, подумать: «А что будет с ребенком потом, когда он вырастет?»

Вторым важным направлением в работе с такими детьми является прикладной поведенческий анализ, который я уже упоминал.

Есть два важных аспекта. Во-первых, это первичные навыки самообслуживания, ребенка с самого маленького возраста важно учить самостоятельно мыть руки, есть, нарезать хлеб... Во-вторых, зная законы поведения детей с аутизмом, поведение ребенка возможно не только контролировать, но и выстраивать, развивать навыки общения, навыки рабочего поведения. Цель — полная социальная адаптация.

Сенсорная интеграция - Дети. Аутизм. Родители

 

Бывали случаи, когда диагноз «аутизм» снимали.

— Все очень индивидуально, и в таких случаях скорее речь идет о легкой форме нейросенсорной дезинтеграции, а не о самом аутизме. У Эйнштейна, говорят, тоже были аутистические черты, у многих известных и признанных в мире людей также были и есть такие черты и состояния. Есть примеры, когда дети с аутизмом учатся в школе вместе с обычными детьми. Взрослея и получая образование, они прекрасно социализируются, работают, как и все обычные люди, живут отдельно, но обязательно под наблюдением и с поддержкой психологов.

Таблетки от аутизма не существует. Когда врачи прописывают лекарство (ноотропы, нейролептики), они просто снимают симптоматику на время, а иногда при таком вмешательстве симптоматика начинает себя проявлять еще ярче.

Проблема этим не решается. Таблетки маскируют реальное состояние ребенка. Чтобы результаты были реальными, важно работать с чистым состоянием ребенка.

Сенсорная интеграция - Дети. Аутизм. Родители

— Как адаптировать ребенка с аутизмом к профессиональной жизни?

— У детей с аутизмом, как правило, есть какая-то ярко выраженная способность. Чаще в математических направлениях. «Маленькие принцы» любят цифры. В Израиле, например, где общество подготовлено к принятию особенных людей, это учли. Юношей и девушек с синдромом Аспергера — один из видов расстройств аутистического спектра — берут в армию. Они там обрабатывают информацию разведки. Это огромные массивы цифр и данных, с которыми обычному человеку скучно работать. А людям с аутизмом, наоборот, это доставляет удовольствие. Среди людей с аутизмом очень много талантливых IT-специалистов. Люди с аутизмом успешны как в искусстве, так и в спорте.

Сенсорная интеграция - Дети. Аутизм. Родители

Голамонов отмечает, что белорусские родители, к сожалению, чаще всего плывут по течению: всю жизнь одевают своего ребенка, водят за ручку в туалет, кормят с ложечки.

— Не думают, что будет с ребенком в будущем... А ведь есть много позитивных примеров, когда люди с аутизмом успешно адаптировались к жизни в обществе, радуются каждому дню и при этом приносят пользу.

Узнать больше об Инклюзивном центре и оказать помощь организации можно на ее сайте.

Источник: people.onliner.by

Диана Галкина

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.