Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
воспитание ребёнок Имитация с использованием крупной моторики агрессия тьютор гнев артикуляционная гимнастика Сенсорная стимуляция обучение шизофрения издевательства в школе обучение чтению как научить ребёнка система коммуникации через обмен картинками книга Визуальные подсказки Расслабление диагноз аутизм контакт глазами сенсорная игра Луна фонд «Выход» уроки доброты нейротипики лицевая слепота Picture Exchange Communication System диагноз особенности поведения сенсорные ощущения Юлиана Пьянкова выгорание от аутизма фильм о детях с аутизмом эмоции Имитация с предметами инклюзия мультфильм утежеленное одеяло первые признаки имитация друг эмоциональный интеллект игра «исключительные дети» социальная история агрессивное поведение речевые шаблоны надевать обувь высокофункциональный аутизм рассказ о непохожем брате Конвенция о правах инвалидов Сенсорные стратегии игры логопед игра с аутичным ребёнком клуб тьюторов одаренность с дисгармоничным типом развития функция поведения поведенческий момент мультик аутизм школа стимминг дружба ABA самоповреждение ежедневное расписание Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома синдром Аспергера инклюзивный класс поведенческий импульс видеоуроки аутичный ребёнок Успокаивющие методы родители поведение Имитация сложных движений откуда беруться дети с аутизмом самостимуляция моббинг книги особому ребенку PECS братик
К началу Новости Наши новости Светлана: «Я довольна Женькиным первым классом»

Светлана: «Я довольна Женькиным первым классом»

Фото к материалу Светланы (Женькиной мамы)Как же мы ждали 1 сентября, Женькин первый класс, как переживали, как сотни сценариев крутилось в голове, что в итоге будет, сколько тревог и опасений. Имея микроскопический выбор, я, тем не менее, металась, куда лучше отдать Жеку: может в 18-ю, может в интеграцию, может, рядом с домом чего-нибудь добиваться? А чего?

Женька пошел в первый класс! 1 сентября 2013 года мой сын поступил в первый интегрированный класс для детей с аутизмом в средней школе №5 г. Минска. Такого плана вообще не было, но так решилось в последние горячие дни августа. К лучшему.

От школы не было особых ожиданий, ни хороших ни плохих. Думали про интеграцию, вроде как внимания больше, педагог-дефектолог, уже такой родной специалист, будет приставлен, а там уже как привыкли: помогаем, участвуем, активничаем. Думали про школу, которая рядом, только по принципу «чтобы близко» – чтобы близко было водить, чтобы близко было прибегать, если что, чтобы близко было решать все проблемы, которые по идее должны были обязательно возникнуть… Все случилось несколько иначе.

Пришли в 1 «А» средней школы № 5. Началось. Я взяла две недели за свой счет, чтобы быть рядом, если что, но… Сразу же приятное открытие – не надо сидеть в классе, под дверью класса или караулить у школы, дети досмотрены благодаря присутствию в учебном процессе тьюторов. Я уже собиралась с духом оставить работу, но сразу же стало понятно, что, оказывается, ребенок с аутизмом в общеобразовательной школе и работающая мама – это реальность, которая меня очень порадовала.

Первые дни обучения показали, что система педагог-тьютор-ребенок значительно эффективнее и бережнее работает на ребенка с аутизмом, чем любой из имеющихся в системе образования других вариантов, – то есть без тьютора. Очень аккуратно, не форсируя, ребенок вводится в школьную жизнь, каждому ребенку значительно больше внимания, как в обучении, так и в его индивидуальных потребностях отдыха, переключения, коммуникации, питания и т.д.

Все это исключает или значительно снижает риск откатов, стрессов и прочих «радостей», которые не заставляют себя ждать при любых серьезных переменах обстановки в жизни ребенка с аутизмом. Очень переживала в этой связи, – оказалось, напрасно. Женька достаточно гладко вписался, начал заниматься по своей программе, появились первые успехи.

В принципе, я понимала, что мой ребенок идет в школу далеко не нулевой: сын знал уже буквы, цифры, писал прописи, имелся опыт ученического поведения. Но что он покажет на самом деле, и чего ожидать от первого года обучения? У меня не было ясного представления.

Все, что происходило с ним до школы, было организовано в очень комфортных условиях: малокомлектная интегрированная группа в саду, много индивидуальной работы со специалистами, которых ребенок хорошо знает, вся работа была только «в охотку». Школа же означала абсолютно все новое, много разных детей, новых незнакомых людей, первые обязанности, которыми нельзя пренебречь, ответственность – не только моя, но и ребенка.

Громадный стресс, чего тут ожидать от ребенка? А от школы? Только вера и надежда на лучшее.

Мне кажется очень правильным решение нашей семьи с первой минуты быть в гуще событий класса, участвовать во всех мероприятиях, все посещать и быть в курсе всего. Нельзя упустить момент принятия твоего ребенка другими детьми и их родителями, принятия нас, родителей особого ребенка, другими родителями и их детьми, принятия учителями школы нас всех как полноправных членов школьного сообщества, которые с ними надолго!. Короче, принятия всех всеми. В это обязательно надо вложиться со всей мудростью и терпением, которое только можешь в себе собрать. Львиная доля успеха ребенка в школе именно здесь, я не сомневаюсь.

Главный человек, с которым мы взаимодействовали весь этот год – педагог-дефектолог. Значимость этого человека трудно переоценить. Быть или не быть ребенку в школе, во многом зависит от него. Нам повезло. Весь год была плодотворная работа. Я и не знала, как много, оказывается, может мой ребенок. Пожалуй, это то, чего каждый родитель и ожидает от школы, от педагога.

Был и остается важен не только профессиональный уровень преподавателя, но и чуткое отношение – понимать, какие именно дети к нему пришли, гибко давать материал, где-то добавить, где-то просто «отстать» от ребенка, слышать и ребенка, и себя, и родителей, и сторонних специалистов, направлять и обучать тьюторов ежедневно. И программу-то никто не отменял, ее надо выполнить. Все это сложно. Для многих невозможно. Повторюсь, нам повезло, человек прикладывает много сил, чтобы все сложилось и дети получали знания в максимальном объеме, сохраняя свое здоровье и положительный настрой на учебу. Такой человеческий отзыв превзошел мои ожидания.

Тьюторы – руки и ноги, глаза и уши, перекидные мостики, шанс не выпасть из телеги… Я даже не понимала, сколь важны эти люди для наших детей. Умные, грамотные, человечные.

Большая удача, что это получилось, и школа открыла двери для таких специалистов. Нужны, очень, они делают всю игру. Теперь только продолжать, повышать квалификацию, статус и не сдаваться.
Внешне первый год обучения не сильно выпал из картины обычного интегрированного обучения в нашей системе. Математика, русский, чтение – индивидуально, рисование, пение физкультура – вместе с регулярным классом. Я даже думаю, что это вполне оправдано для первого года, но не более. Если ребенок может хоть чуть-чуть больше, надо давать ему больше. В этом смысл.

Я надеюсь, в этом году значительно расширится присутствие Женьки в регулярном классе. Моих усилий в этом деле недостаточно, но, на наше счастье, идет поступательный процесс вовлечения в это дело всех педагогов, причастных к классу. Все вместе мы сотворим чудо для наших детей.

И еще одно открытие, которое меня постигло. Точнее, я догадывалась об этом, но не испытывала в полной мере. Знаю, что мой темперамент и где-то чрезмерная терпимость горы не двигает, опора надежная, но не движок, так уж есть. А нужно было сдвинуть гору, вулкан разбудить и теперь его нужно пихать и расталкивать, чтоб не уснул. А для этого нужна активная родительская инициатива, или, как в нашем случае, очень активная, «неудобная» для нашей системы мама. Мама, которой нет пути назад или в сторону, мама, которой это ОЧЕНЬ надо, тогда все и получается. А если она не одна? Ого-го! Если долго лежать поперек кабинета, то можно надеяться, что наступит момент, когда чиновнику надоест каждый раз поднимать ногу и тебя переступать, легче решение принять. Как-то так.

Я довольна Женькиным первым классом, таким удивительным опытом, дающими надежду результатами. Сейчас уже определеннее цели и задачи, много хороших умных людей помогает, просто работать и верить в детей, в себя, в людей, которые рядом.

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.