Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
поведение Юлиана Пьянкова контакт глазами лицевая слепота самостимуляция самоповреждение ABA особенности поведения Имитация с использованием крупной моторики игра с аутичным ребёнком аутизм воспитание система коммуникации через обмен картинками «исключительные дети» Сенсорная стимуляция инклюзивный класс логопед диагноз аутизм фильм о детях с аутизмом диагноз фонд «Выход» поведенческий момент артикуляционная гимнастика обучение чтению ребёнок социальная история издевательства в школе родители игра эмоциональный интеллект Визуальные подсказки стимминг моббинг имитация книга надевать обувь синдром Аспергера мультфильм сенсорные ощущения PECS шизофрения выгорание от аутизма рассказ о непохожем брате поведенческий импульс первые признаки агрессивное поведение школа Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома инклюзия Picture Exchange Communication System сенсорная игра клуб тьюторов ежедневное расписание аутичный ребёнок нейротипики утежеленное одеяло Конвенция о правах инвалидов Имитация сложных движений видеоуроки обучение игры Имитация с предметами гнев функция поведения эмоции откуда беруться дети с аутизмом Расслабление высокофункциональный аутизм Луна уроки доброты дружба агрессия тьютор книги особому ребенку речевые шаблоны мультик Успокаивющие методы Сенсорные стратегии братик как научить ребёнка одаренность с дисгармоничным типом развития друг
К началу Материалы Взросление Почему “высокофункциональный аутизм” настолько сложен

Почему “высокофункциональный аутизм” настолько сложен

Почему “выскофункциональный аутизм” настолько сложенАутичный спектр - очень широк. Если вы представите его себе в виде радуги (или гауссовой кривой), вы заметите, что огромнейшая часть спектра не находится ни на одном, ни на другом конце - а скорее, где-то в середине. На сегодняшний день у нас нет надежного подтверждения того, что БОЛЬШАЯ часть людей в аутичном спектре находится "где-то в середине". Ясно, однако, что львиная доля медийного внимания сосредоточена на верхнем и нижнем концах спектра - на тяжелых инвалидах и на очень высокофункциональных аутистаx.

Если верить СМИ, высокофункциональный край спектра населен в основном эксцентричными гениями - часто упоминают Билла Гейтса, Альберта Эйнштейна, в компании с ними Дэн Экройд и Дэррил Ханна - которые в общем и целом отлично справляются, хотя и маршируют в ритме своего собственного барабанщика. В реальности, однако, "высокофункциональный аутист" лишь в редких случаях "гений", "магнат" или "звезда Голливуда".

На самом деле, высокофункциональные аутисты, вероятно, не обладают более высоким интеллектом, чем их нейротипичные сверстники. Они, вероятно, лишь в очень малой степени обладают тем стремлением к успеху в обществе, которое помогло Биллу Гейтсу найти инвесторов или Эйнштейну - издателей.

Кроме того, такие люди могут испытывать значительные трудности, которые препятствуют комфортной жизни, успеху в работе или романтических отношениях, и даже в обретении чувства собственной значимости. Ситуация частично усугубляется еще и удивленной и обескураженной реакцией других людей, не ожидающих странного поведения от человека, который обычно «сходит за нормального».

К тому же, обычно никто не ожидает, что человек с тяжелой формой аутизма молча переживет кризисный момент, а от высокофункциональных аутистов ожидают именно этого. Наконец, высокофункциональные аутисты, как правило, хорошо осознают свои проблемы и очень чувствительны к негативным реакциям окружающих.

Ниже перечислены некоторые из проблем, препятствующих удовлетворённости и успешности у высокофункциональных аутистов (включая диагностированных устаревшим ныне синдромом Аспергера):

Сенсорные перегрузки

В той же мере, что и аутисты с более низкой функциональностью, высокофункциональные аутисты подвержены сенсорным дисфункциям, а именно: слабо, умеренно или сильно повышенная чувствительность к шуму, толпам, яркому свету, сильным вкусам, запахам, прикосновениям. Это значит, что умный и способный человек с развитой речью, может быть не в силах войти в переполненный ресторан, пойти в кино, или справиться с сенсорными перегрузками в торговых центрах, на стадионах или других местах скопления народа.

Социальная "бестолковость"

В чем разница между простым приветствием и сигналом романтического интереса? Насколько громким является «слишком громко»? Когда принято говорить о своих личных проблемах и интересах? Когда необходимо прекратить делать то, что вам нравится и обратить внимание на другого человека? Все эти вопросы сложны для кого угодно, но для высокофункционального аутиста они могут стать непреодолимым препятствием в социальном взаимодействии, на работе или в романтических отношениях.

Тревога и депрессия

Тревога, депрессия и другие аффективные расстройства более распространены среди людей с высокофункциональным аутизмом, чем среди населения в целом. Мы не знаем, вызывает ли аутизм аффективные расстройства, или эти расстройства являются результатом социального отторжения и фрустрации. Но как бы там ни было, любые смены настроения могут вывести из строя сами по себе.

Отсутствие навыков планирования выполнения задач

Исполнительные функции включают навыки, которые мы используем, чтобы организовать и спланировать нашу жизнь. Они позволяют обычному взрослому человеку составлять планы заранее, обратить внимание, что шампунь заканчивается или составить расписание и следовать графику его выполнения для того, чтобы завершить долгосрочный проект. У большинства высокофункциональных аутистов исполнительные функции ослаблены. Из-за этого им очень сложно вести домашнее хозяйство, справляться с изменениями расписания учебы или работы, и т.п.

Нарушения эмоциональной регуляции

Вопреки распространенному мнению, люди с аутизмом очень эмоциональны. На самом деле, люди, страдающие аутизмом, могут стать чрезмерно эмоциональными в несоответствующих ситуациях.

Представьте себе шестнадцатилетнего подростка, который разрыдался из-за изменения в планах, или взрослую женщину, испытавшую эмоциональный срыв из-за того, что ее машина не заводится. Подобные проблемы действительно могут возникнуть у людей с высокофункциональным аутизмом, так как они способны весьма разнообразно действовать ТОЛЬКО в предсказуемых ситуациях и без каких-либо неожиданных препятствий.

Сложность в восприятии вербальных инструкций

Человек с высокофункциональным аутизмом может прекрасно справляться с поставленной задачей, но не в состоянии следовать речевым инструкциям. 

Другими словами, если полицейский говорит остаться в машине и дать ему права и техпаспорт, человек с аутизмом может обрабатывать только "остаться в машине", или только "дай мне права". То же самое касается инструкций данных, скажем, в классе бальных танцев, в кабинете врача, или кабинете начальника. Как вы понимаете, это может привести к любым неприятностям, начиная от серьезных проблем с полицией или ненамеренных ошибок на работе.

Очевидно, что термин "высокофункциональный" именно это и означает. Но высокофункциональный аутизм не легкий или простой диагноз, с которым можно жить. Для тех, кто ухаживает за людьми с выскофункциональным аутизмом, нанимает на работу, учит или работает с ними, важно помнить, что аутизм это аутизм.

Автор: Лиса Джо Руди

Перевод: Екатерина Журавлёва

Источник: sulamot.ru

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.