Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
книга Сенсорная стимуляция Расслабление инклюзивный класс самостимуляция особенности поведения «исключительные дети» Имитация с использованием крупной моторики братик поведенческий импульс обучение эмоции сенсорные ощущения школа ребёнок социальная история Имитация с предметами высокофункциональный аутизм как научить ребёнка видеоуроки логопед мультфильм Picture Exchange Communication System моббинг функция поведения откуда беруться дети с аутизмом лицевая слепота игра с аутичным ребёнком книги особому ребенку игры имитация агрессивное поведение сенсорная игра Визуальные подсказки первые признаки поведенческий момент артикуляционная гимнастика синдром Аспергера поведение эмоциональный интеллект Успокаивющие методы Юлиана Пьянкова уроки доброты Имитация сложных движений речевые шаблоны надевать обувь родители Луна рассказ о непохожем брате самоповреждение игра диагноз аутизм шизофрения дружба мультик PECS обучение чтению инклюзия утежеленное одеяло Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома гнев ABA издевательства в школе выгорание от аутизма фонд «Выход» агрессия одаренность с дисгармоничным типом развития тьютор друг воспитание диагноз Сенсорные стратегии фильм о детях с аутизмом Конвенция о правах инвалидов стимминг аутизм нейротипики ежедневное расписание контакт глазами система коммуникации через обмен картинками клуб тьюторов аутичный ребёнок
К началу Материалы Взросление Почему “высокофункциональный аутизм” настолько сложен

Почему “высокофункциональный аутизм” настолько сложен

Почему “выскофункциональный аутизм” настолько сложенАутичный спектр - очень широк. Если вы представите его себе в виде радуги (или гауссовой кривой), вы заметите, что огромнейшая часть спектра не находится ни на одном, ни на другом конце - а скорее, где-то в середине. На сегодняшний день у нас нет надежного подтверждения того, что БОЛЬШАЯ часть людей в аутичном спектре находится "где-то в середине". Ясно, однако, что львиная доля медийного внимания сосредоточена на верхнем и нижнем концах спектра - на тяжелых инвалидах и на очень высокофункциональных аутистаx.

Если верить СМИ, высокофункциональный край спектра населен в основном эксцентричными гениями - часто упоминают Билла Гейтса, Альберта Эйнштейна, в компании с ними Дэн Экройд и Дэррил Ханна - которые в общем и целом отлично справляются, хотя и маршируют в ритме своего собственного барабанщика. В реальности, однако, "высокофункциональный аутист" лишь в редких случаях "гений", "магнат" или "звезда Голливуда".

На самом деле, высокофункциональные аутисты, вероятно, не обладают более высоким интеллектом, чем их нейротипичные сверстники. Они, вероятно, лишь в очень малой степени обладают тем стремлением к успеху в обществе, которое помогло Биллу Гейтсу найти инвесторов или Эйнштейну - издателей.

Кроме того, такие люди могут испытывать значительные трудности, которые препятствуют комфортной жизни, успеху в работе или романтических отношениях, и даже в обретении чувства собственной значимости. Ситуация частично усугубляется еще и удивленной и обескураженной реакцией других людей, не ожидающих странного поведения от человека, который обычно «сходит за нормального».

К тому же, обычно никто не ожидает, что человек с тяжелой формой аутизма молча переживет кризисный момент, а от высокофункциональных аутистов ожидают именно этого. Наконец, высокофункциональные аутисты, как правило, хорошо осознают свои проблемы и очень чувствительны к негативным реакциям окружающих.

Ниже перечислены некоторые из проблем, препятствующих удовлетворённости и успешности у высокофункциональных аутистов (включая диагностированных устаревшим ныне синдромом Аспергера):

Сенсорные перегрузки

В той же мере, что и аутисты с более низкой функциональностью, высокофункциональные аутисты подвержены сенсорным дисфункциям, а именно: слабо, умеренно или сильно повышенная чувствительность к шуму, толпам, яркому свету, сильным вкусам, запахам, прикосновениям. Это значит, что умный и способный человек с развитой речью, может быть не в силах войти в переполненный ресторан, пойти в кино, или справиться с сенсорными перегрузками в торговых центрах, на стадионах или других местах скопления народа.

Социальная "бестолковость"

В чем разница между простым приветствием и сигналом романтического интереса? Насколько громким является «слишком громко»? Когда принято говорить о своих личных проблемах и интересах? Когда необходимо прекратить делать то, что вам нравится и обратить внимание на другого человека? Все эти вопросы сложны для кого угодно, но для высокофункционального аутиста они могут стать непреодолимым препятствием в социальном взаимодействии, на работе или в романтических отношениях.

Тревога и депрессия

Тревога, депрессия и другие аффективные расстройства более распространены среди людей с высокофункциональным аутизмом, чем среди населения в целом. Мы не знаем, вызывает ли аутизм аффективные расстройства, или эти расстройства являются результатом социального отторжения и фрустрации. Но как бы там ни было, любые смены настроения могут вывести из строя сами по себе.

Отсутствие навыков планирования выполнения задач

Исполнительные функции включают навыки, которые мы используем, чтобы организовать и спланировать нашу жизнь. Они позволяют обычному взрослому человеку составлять планы заранее, обратить внимание, что шампунь заканчивается или составить расписание и следовать графику его выполнения для того, чтобы завершить долгосрочный проект. У большинства высокофункциональных аутистов исполнительные функции ослаблены. Из-за этого им очень сложно вести домашнее хозяйство, справляться с изменениями расписания учебы или работы, и т.п.

Нарушения эмоциональной регуляции

Вопреки распространенному мнению, люди с аутизмом очень эмоциональны. На самом деле, люди, страдающие аутизмом, могут стать чрезмерно эмоциональными в несоответствующих ситуациях.

Представьте себе шестнадцатилетнего подростка, который разрыдался из-за изменения в планах, или взрослую женщину, испытавшую эмоциональный срыв из-за того, что ее машина не заводится. Подобные проблемы действительно могут возникнуть у людей с высокофункциональным аутизмом, так как они способны весьма разнообразно действовать ТОЛЬКО в предсказуемых ситуациях и без каких-либо неожиданных препятствий.

Сложность в восприятии вербальных инструкций

Человек с высокофункциональным аутизмом может прекрасно справляться с поставленной задачей, но не в состоянии следовать речевым инструкциям. 

Другими словами, если полицейский говорит остаться в машине и дать ему права и техпаспорт, человек с аутизмом может обрабатывать только "остаться в машине", или только "дай мне права". То же самое касается инструкций данных, скажем, в классе бальных танцев, в кабинете врача, или кабинете начальника. Как вы понимаете, это может привести к любым неприятностям, начиная от серьезных проблем с полицией или ненамеренных ошибок на работе.

Очевидно, что термин "высокофункциональный" именно это и означает. Но высокофункциональный аутизм не легкий или простой диагноз, с которым можно жить. Для тех, кто ухаживает за людьми с выскофункциональным аутизмом, нанимает на работу, учит или работает с ними, важно помнить, что аутизм это аутизм.

Автор: Лиса Джо Руди

Перевод: Екатерина Журавлёва

Источник: sulamot.ru

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.