Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
книга выгорание от аутизма дружба Успокаивющие методы ежедневное расписание Луна самостимуляция первые признаки агрессия книги особому ребенку уроки доброты мультфильм Имитация с предметами рассказ о непохожем брате социальная история игра клуб тьюторов помощь ребёнку с аутизмом Имитация с использованием крупной моторики моббинг инклюзивный класс контакт глазами Сенсорная стимуляция поведенческий момент система коммуникации через обмен картинками Юлиана Пьянкова фонд «Выход» артикуляционная гимнастика аутичный ребёнок школа сенсорные ощущения Имитация сложных движений игра с аутичным ребёнком шизофрения утежеленное одеяло речевые шаблоны гнев инклюзия поведенческий импульс высокофункциональный аутизм обучение чтению синдром Аспергера издевательства в школе воспитание ребёнок Визуальные подсказки одаренность с дисгармоничным типом развития стимминг диагноз аутизм братик родители Сенсорные стратегии эмоциональный интеллект агрессивное поведение самоповреждение ABA «исключительные дети» друг нейротипики надевать обувь PECS диагноз Picture Exchange Communication System Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома Расслабление имитация как научить ребёнка аутизм откуда беруться дети с аутизмом особенности поведения мультик функция поведения фильм о детях с аутизмом логопед тьютор игры поведение Конвенция о правах инвалидов лицевая слепота видеоуроки сенсорная игра эмоции обучение
К началу Материалы Тьюторам 2018 Все о тьюторе: анатомия профессии

Все о тьюторе: анатомия профессии

Автор: Марина ЛЕПИНА

Все о тьюторе: анатомия профессии

Инна Карпенкова: Мне срочно нужна была дополнительная работа, и в этот момент как раз искали специалиста для сопровождения девочки-первоклассницы. Это было 16 лет назад. Слово «тьютор» тогда даже в Москве еще не звучало. А сейчас эту должность вписывают и в трудовую книжку.

Сегодня мы рассказываем о новой профессии, и открываем профессиональные тайны тьюторов. Наш эксперт – Инна Карпенкова, тьютор, педагог, психолог, автор книги «Тьютор в инклюзивной школе».

Фоторепортаж  — для того, что вы наглядно увидели тьюторскую работу — мы сняли в школе №1321 «Ковчег», школе, которая давно и успешно работает с  с особыми детьми. Инна рассказывает о школах «вообще», а фотографии из «Ковчега» показывают, как инклюзивная школа работает практически, и что делает тьютор в классе, где все взрослые — и учитель, и родители, и «детские прогрессоры» — не спорят и не ссорятся, а заняты общим делом. Учат детей.

«Новенький» с тьютором

Все о тьюторе: анатомия профессии

Анна Сергиенко, тьютор и психолог, идет вместе с четвероклассником Мишей по коридорам школы № 1321«Ковчег», одной из самых известных в Москве инклюзивных школ

— 16 лет назад вы стали тьютором. Как все начиналось?

— Четыре года я отработала с девочкой, со сложной историей. Поведенчески она была очень расторможенная, с гиперактивностью и социально небезопасная, назовем это так.  Она, например, с радостью толкала маленьких детишек, которые были слабее ее. Они падали, начинали плакать, и сбегался народ, ее журили. Но ей это все очень нравилось.

Учитывая то, какая у нее была непростая история жизни в раннем детстве, причины такого поведения были очевидны. Девочка родилась с артогриппозом, это нарушение развития связок и мышц, с самого рождения она была оставлена в детском доме. Как мне рассказывали её родные, врачи сказали им, что она не будет даже сидеть. И она около года находилась в палате для грудничков в больнице, там, где дети умирали. Она выжила. Через какое-то время ее забрала бабушка, и до шести лет воспитывала ее. У девочки были сложные двигательные нарушения, и чтобы улучшить ее координацию, её учили тянуться к игрушке, тянуть игрушку на себя, рваться к ней. Её за это хвалили, ведь это ей было сложно сделать. В итоге ребенок научился двигаться, ходить, и так далее. Но девочка перенесла свои действия с игрушек на живых детей. И стала их толкать, желая, на самом деле, общения и похвалы. Ближе к семи годам ее забрала мама, у них были непростые взаимоотношения. Мама старалась, как могла. Ведь многое было пропущено, и при этом нужно было постоянно заниматься с девочкой физическим развитием, многократно превышающим нагрузки, которые испытывает ребенок, развивающийся обычным образом.

За четыре года нам удалось выправить достаточно существенно ее поведение.

Все о тьюторе: анатомия профессии

Школа «Ковчег»: 4 «В» на уроке ИЗО

Другой подопечный, мальчик, с которым я работала тоже с первого класса, имел органическое поражение нервной системы и расстройства аутистического спектра, что наложило отпечаток также на его познавательные способности. То есть, во многих вещах он хорошо понимал, что происходит, а что касалось способности к учению, у него были большие сложности. У ребенка очень своеобразно работала память: он мало что мог запомнить так, как это должен запоминать любой ребенок. Также он был очень медлительный. Допустим, если он нагнулся поднять карандаш, который упал, то он мог в этой позе остаться долгое время.

Как помочь такому ребенку в школе?

– Классическое тьюторство предполагает, что специалист сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самообслуживания в школе, и так далее.

Нужно вести себя по отношению к ребенку таким образом, чтобы любая его деятельность в школе была образовательной.

И пример очень простой. Ребенок захотел в туалет. Если его сопровождает не тьютор, а просто ассистент – он его взял за ручку и отвел, помог. А тьютор объяснит, что нужно, чтобы ребенок научился это все делать самостоятельно. Нужно уметь поднять руку в нужный момент, попроситься выйти из класса, выйти из класса, дойти благополучно до туалета, ну и так далее.

Все о тьюторе: анатомия профессии

Красавица Настя

о есть здесь разная тактика поведения. В какой-то момент, если тьютор уверен, что ребенок справится, он уже доверит ребенку все сделать самостоятельно. И так в каждой ситуации. Это осуществление тьюторского действия, когда тьютор помогает ребенку научиться делать то, что он должен уметь делать.

–  Вы подсказываете ребенку во время урока, говорите ему, что делать?

– Да, это называется адаптация образовательной программы. Но тьютор не решает все за ребенка, а направляет, подталкивает к правильному ходу решения.

Все о тьюторе: анатомия профессии

Урок математики ведет Максим Евгеньевич Бушмелев, классный руководитель 4 «В» школы «Ковчег»

Как должен учитель оценить его знания?

– Важно, чтобы тьютор и учитель договаривались о совместных намерениях. Допустим, если ребенок сам решил три примера, он получает «пятерку», которую обычный ребенок получит за десять примеров.

— Как реагирует класс, когда к ним приходит «новенький» с тьютором? 

– По-разному. Некоторые дети спрашивают, а не заразный ли он. Некоторые стараются помогать, если у ребенка, например, двигательные проблемы. Они задают все свои вопросы, которые их интересуют, детские. А потом в зависимости от того, как тьютор построит работу, часто стараются помогать, содействовать. Хорошо, если учитель заранее расскажет классу, что с ребятами будет учиться особенный ребенок, который будет сидеть за партой со своим сопровождающим, взрослым человеком.

Дети поначалу удивляются, оглядываются на нас, но постепенно привыкают. Как-то был случай, когда ребята вообще забыли, что я – взрослая тетя, а не их одноклассница. У них как раз начался период, когда они учились «быть взрослыми» – они пробовали разговаривать матом, на переменке. И вдруг до кого-то дошло, что вообще-то и я тут нахожусь. Смутились.

Иногда, видя, что я помогаю своему подопечному, его одноклассники просят «а помогите и мне решить». Помогаю.

Все о тьюторе: анатомия профессии

На уроках Анна Сергиенко помогает всему классу — любой ребенок может попросить ее объяснить задачу

Один день тьютора: учительская ревность и родительское недовольство

– Как проходит рабочий день?

– Все очень по-разному. Тьютор может встречать ребенка в школе, куда его приводят родители. И с этого момента тьютор, вместе со школой, берет на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка. И дальше помогает ему: раздеться, пойти на урок, взаимодействовать с учителем на уроке, на переменах. Когда он нужен, он находится на уроке, когда нет, может работать в другом классе, например, с другим учеником, или подойти в этом же классе к другому ребенку.

Тьютор может работать как с каким-то учеником индивидуально, или он может быть назначен на весь класс. Специалист может работать с несколькими детьми, и в классе, и на перемене, выстраивая их взаимодействие.

Иногда его присутствие в классе может и не требоваться. Но зато его задача свести всех специалистов – психолога, учителя, завуча, родителей, — в единую систему, наладить механизм работы с ребенком.

Всё о тьюторах: анатомия профессии

Наглядная математика: Анна приходит в школу вместе с сыном Матвеем. Мама тоже может быть тьютором своего ребенка

Получается, тьютор в любом случае должен взаимодействовать с учителем. Как налаживается такое взаимодействие?

– Если тьютор работает в системе школы, то он – один из членов коллектива, как и логопед, психолог. Если к началу учебного года – и даже заранее – становится известно, что в школу в первый класс приходит особый ребенок, и будет учиться с сопровождающим, то хорошо было бы, чтобы знакомство со школой, с тьютором, с ребенком состоялось в мае, ну либо летом. Чтобы маршрут был отлажен. В августе, когда пишутся образовательные программы, уже должно состояться знакомство тьютора с педагогическим коллективом.

Всё о тьюторах: анатомия профессии

Максим Евгеньевич преподаватель энергичный и яркий, он умеет удержать детское внимание. А в таком классе это очень непростая задача

– А из-за чего могут возникать «взрослые» конфликты?

– В первую очередь, нежелание, например, учителя вкладываться в этот процесс. Иногда учитель недоволен, что он должен уделять какое-то особенное внимание одному из учеников. Тьютор должен стремиться создать гармоничные взаимоотношения в классе. Если же помощника нет, и учитель самостоятельно не справляется, ему лучше обратиться к завучу и сказать, что есть необходимость еще в одном специалисте, чтобы в классе появился тьютор.

Получается, тьютор облегчает труд учителя?

– Конечно! Если учитель это понимает… мы же просто привыкли, что учебный процесс – камерный. Бывает так, что учитель, например, слишком громко комментирует действия какого-то ученика, и присутствие постороннего человека его напрягает, что тот будет это слышать…Учителю уже приходится контролировать свое поведение в классе.

Нет ли здесь какой-то педагогической ревности со стороны учителей?

– Ну, знаете как… В любом коллективе есть люди, которые живут делом и идеей, а есть люди, которые живут своими комплексами, и соответственно, осложняют жизнь не только себе, но и другим людям. Я не думаю, что их где-то больше, где-то меньше, – как в любой профессии. Но бывают сложности. Я была в составе конфликтной комиссии, ходила по школам – мы налаживали отношения между членами педагогического коллектива.

Всё о тьюторах: анатомия профессии

Максим Евгеньевич и Миша: поняли друг друга

– В чем основная причина конфликтов?

– Там, где школа понимает свою миссию, и в головах директора, завуча, учителей правильные ценностные ориентации, то в общем-то проблем не бывает. Есть просто задачи, которые нужно решить технически: на каких уроках нужен тьютор, на каких не нужен, и так далее. А там, где с ценностями не очень хорошо, там, конечно, мощнейшее сопротивление, очень сильное.

А еще работает такой советский стереотип: скажут – с завтрашнего дня нужно будет этих детей любить, и будут любить. Не скажут – не будут.

Ждут часто указки сверху. Очень сложно бывает людям перестроить свое мышление и сознание, особенно тем, кто застал советскую эпоху. Но в целом, исходя из того, что мне пишут из регионов люди, таких ситуаций все меньше. Кроме того, срабатывает еще и личный опыт. Допустим, если у самого чиновника в семье есть ребенок с ДЦП, с умственной отсталостью, имеющий какие-то другие нарушения развития, то такой человек все понимает, и старается для таких детей по максимуму создать условия, причем не только для своего, но и для других. У таких людей иной ценностный мир, ведь они смогли не оставить этого ребенка, найти в себе силы и с ним пройти жизненную школу – детство, взросление и так далее.

Всё о тьюторах: анатомия профессии

В классе есть диван, на котором утомившийся ребенок может отдохнуть, и Асе это обстоятельство определенно нравится

А как справлялись с этой ситуацией раньше, когда тьюторов не было?

– Была система интернатов, система коррекционных школ, они были достаточно закрытые. Выживали там скорее всего, наверное, сильнейшие, потому что и медицина была не настолько прогрессивной. Но коллектив таких коррекционных школ своих подопечных всегда защищал и вкладывал не только государственные ресурсы, но и свои личные. Много историй, когда учителя берут на выходные детей к себе домой и так далее. А вот в обычных деревнях, там, где в голову не приходило ребенка куда-то сдавать, ребенок с особенностями развития просто жил среди всех… я так думаю, что даже, наверное, сказки-то наши про Ивана-дурака появились-то именно на основе такого опыта. И, надо заметить, что Иван, в итоге, оказывался успешным, благодаря своей доброте, искренности, честности.

— А бывают ли конфликты у тьютора с родителями? Могут ли родители выбрать специалиста?

– Да, родители могут выбрать специалиста. Если у них не сложатся отношения. Это нормально. Ведь семья, например, выбирает няню для своего ребенка. Точно такой же индивидуальный подход нужен и для подбора тьютора.

Всё о тьюторах: анатомия профессии

Если очень хочется, отдохнуть можно и на «рабочем месте»

Если ребенок хочет освободится от тьютора, это значит, тьютор хороший

Вы сказали, что в какой-то момент тьютор чувствует, что ребенок становится самостоятельным. Когда настает этот момент?

– Мальчик, которого я вела, как-то заявил мне: «Зачем ты со мной сидишь?». До этого три года он не спрашивал об этом. Это было уже прорывом. Я объяснила: «Смотри, твой сосед решил уже много примеров, а ты только один, а надо бы четыре или пять. Если ты будешь успевать, тогда я уже не буду с тобой, пойду кому-нибудь еще помогать».

На этом его желании быть, как все, и «освободиться» от меня – при том, что у нас замечательные отношения с ним были, – мы построили следующий этап нашей работы.

Он вдруг начал чувствовать, что я вообще-то лишняя в данной ситуации. И это было для него мотивацией к тому, чтобы более активно работать, стараться… прилагать усилия.

Всё о тьюторах: анатомия профессии

Урок рисования: во время занятий Анна помогает «держать» класс — если кто-то из детей отвлекся, можно с ним и в ладушки сыграть

В случае с девочкой, с которой я работала, было так, что я чисто физически, но не эмоционально, отдалялась от нее. Было очень опасно ее оставлять одну, и начинали мы с очень плотного физического контакта, то есть фактически я ходила с ней в обнимку, чтобы она кого-нибудь не толкнула. А уже через три года, когда мы заканчивали нашу работу, все было иначе. Полный зал детей, и она регулярно оборачивалась и смотрела, смотрю я на нее или не смотрю. Дальше она уже знала, что если в течение десяти минут ее самостоятельности ничего плохого не случилось, она – молодец. Десять минут самостоятельности, потом — двадцать минут… Очень-очень  медленно, постепенно я выходила из ее зоны внимания. Она стала более уверенно себя ощущать.

На каком этапе прекращается тьюторство?

– Все очень индивидуально. Например, в той школе, где я работала с девочкой, сменился директор, и он уволил всех «ненужных» людей.  В случае с мальчиком – он вышел из младшего школьного возраста и дальше стал ходить в школу уже без меня. Он социально вписался в ситуацию. Но развитием его познавательных функций мы занимались с ним дома.

Всё о тьюторах: анатомия профессии

Анна Сергиенко со своей подопечной Асей: конец уроков

Профессиональная тайна тьютора: нужно потрясти ребенка. Во всех смыслах этого слова

– Были ли какие-то запомнившиеся вам ситуации в ходе вашей тьюторской работы?

– Бывало. С девочкой, например, мы долго боролись с преодолением ее поведения. Я уже перепробовала все мыслимые и немыслимые методы педагогической работы, но она все равно получала кайф и удовольствие от того, когда ее ругали. Ничего не боялась. Однажды я ее подняла на руки (как это иногда делала, когда хвалила, и ей это нравилось) и перевернула ее кверху ногами, говорю: «Что же у тебя все кверху ногами-то? Давай мы так и будем с тобой жить, ты будешь вверх ногами, и ходить на руках и на голове!». Но это ей не понравилось: «Нет, отпусти меня, поставь на место». И с тех пор, когда я говорила, что она себя повела так, как ведут себя люди, которые только на голове ходят, она вспоминала этот случай, и стала слушаться.

Всё о тьюторах: анатомия профессии

Миша, Влад и Анна: в классе царит неформальная атмосфера

С мальчиком был похожий момент. Одна из особенностей нарушений аутистического спектра заключается в том, что память ребенка может работать своеобразно – ребенок лучше запоминает то, когда происходит что-то опасное, пугающее. А нейтральное, неопасное и просто положительное (для нашего образа жизни) он не запоминает. И вот учились мы читать, и вот я с ним сижу: Б, А, Б-А, он повторяет: БА, БА. Замолкаю – он не повторяет, хотя знает, и может повторять и без помощи, просто никак не может понять, как это – соединить два звука в один.

Все способы положительного стимулирования, яркие похвалы, эмоции – ничего не работало. Вдруг я неожиданно громко крикнула: БА! Он аж подскочил, и запомнил. И постепенно пошли сдвиги.

Ему пришлось проделать над собой какую-то совершенно немыслимую работу. Ребенку пришлось осознать, что у него мозг «включается» только на что-то неожиданное, благодаря нашей работе он учился понимать и запоминать информацию, которая приходила к нему со спокойной или радостно-игровой интонацией. Он научился этот момент регулировать.

Практические вопросы: как стать тьютором

Какие черты характера необходимы, что работать в профессии успешно?Две важных черты характера должны быть у тьютора: первое – терпение, и второе – коммуникабельность, умение строить грамотные отношения, причем, очень тактичные отношения, между взрослыми людьми. Нужно уметь взаимодействовать не только с ребенком, но и с учителем, завучем, родителями.

Где учат этой профессии? На сегодняшний день в московских вузах – в МПГУ (бывший Ленинский педуниверситет) уже существует кафедра индивидуализации и тьюторства. В программах магистратуры и бакалавриата затрагивается тема работы тьютора, при МГППУ (Московский психолого-педагогический университет) существуют курсы повышения квалификации, освещающие тьюторский подход в инклюзивном образовании. Есть также дефектологический, логопедический факультеты и все, что еще осталось из коррекционной системы профильных вузов, клинической психологии. Такие специалисты тоже могут работать тьютором, при условии, что пройдут специальные курсы.

Эти специальности закреплены в нормативной базе? В Законе об образовании написано, что ассистент осуществляет функции помощника, а тьютор работает с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вообще, все эти специальности очень новые. И сам факт наличия в классе какого-то «постороннего» человека, второго специалиста, кроме учителя,  в классе или в школе – тоже очень необычно. Поэтому процесс законодательного закрепления этих процессов идет не очень ровно. Сначала все внедрялось в качестве эксперимента. Потом мы начали писать методическое пособие, параллельно создавалась нормативная база. Благодаря труду многих специалистов – учителей школ, методистов и других специалистов, появился «Закон об образовании» в новой редакции от 29 декабря 2012 года.

Как «получить» тьютора

Всё о тьюторах: анатомия профессии

Тьютор закрепляется за детьми с расстройством аутистического спектра — и только? Для ребенка с другими особенностями здоровья такого специалиста не выделят?  Так сложилось просто исторически. Когда писали добавления в Закон об образовании относительно детей с расстройствами аутистического спектра, к тому времени про тьюторов уже слышали. Поэтому, если читать Закон буквально, то получается, что тьютор полагается только таким детям, а детям, имеющим другие нарушения развития, полагается ассистент.

Как быть родителям в ситуации, если им отказывают в назначении тьютора?  До сих пор до конца не определен статус семьи с особым ребенком. Но, по большому счету, сейчас образование – это услуга, которую оказывает государство семье, не важно, обычный ребенок или необычный. Родители являются заказчиком образовательной услуги, и вольны выбирать, какое образование получит их ребенок. На практике же получается обратная картина: вы к нам в школу пришли, значит, будете делать то, что мы вам скажем. Это происходит там, где не заинтересованы напрягаться и искать индивидуальный подход к каждой семье, к каждому ребенку. ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия – помогает определить образовательный маршрут для ребенка. Если там сидят специалисты, которые понимают, что их роль – найти ресурсы для этой семьи, они помогут родителям организовать образование максимально эффективным способом. Прислушиваются к ним. Ведь родители со своим ребенком находятся 24 часа в сутки, а ПМПК с ребенком встречается первый раз в жизни на небольшое время. ПМПК может рекомендовать ассистента или тьютора.

Как происходит назначение тьютора для ребенка? В итоге все упирается в деньги на оплату труда специалистов. А еще в сбор огромного количества документов. Со всеми бумагами родители приходят в школу. Директор школы должен, исходя из этих рекомендаций, создать для ребенка оптимальные условия для его образования. И не всегда получается так, что школа имеет возможности все эти условия создать. Поэтому чем раньше родители обратятся в школу, в которой они собираются учиться, тем больше вероятность, что школа выделит тьютора и бюджет на него. Бывает, что родители приходят только в мае, а учитывая, что сейчас подушевое финансирование, школа про это должна знать намного раньше. А некоторые родители очень не хотят оформлять на своего ребенка инвалидность, потому что по-прежнему боятся, и думают, что это клеймо, и позор на всю жизнь, и потом ребенок нигде работу не найдет. И в итоге такой ребенок приходит в сентябре в школу, и выясняется, что ребенку-то тьютор нужен, без него не получается . Если по документам у ребенка официальный диагноз – расстройство аутистического спектра – тьютор для родителей будет, в идеале, бесплатной услугой, все оформляет школа. В других случаях возможна солидарная ответственность. Например, школа нанимает ассистента, а родители ему доплачивают. Может быть такая ситуация (если школа не против), когда родители найдут специалиста и оформят его по договору, как волонтера. Вот, например, в одной из школ Новороссийска пошли по такому пути. Мама, которая решила быть тьютором своего ребенка, не имела высшего образования, и школа оформила с ней волонтерский договор о присмотре за ребенком, а по факту мама осуществляла именно тьюторские функции. Так что пока ситуация такова, что вся эта махина уже заработала, но части механизма пока не очень согласованно взаимодействуют.

Фото: Павел Смертин

Истчник: miloserdie.ru

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.