Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
обучение ABA Визуальные подсказки одаренность с дисгармоничным типом развития стимминг диагноз диагноз аутизм тьютор ребёнок надевать обувь функция поведения шизофрения издевательства в школе речевые шаблоны братик Сенсорная стимуляция имитация уроки доброты книга как научить ребёнка Расслабление рассказ о непохожем брате моббинг поведение игра Луна выгорание от аутизма нейротипики поведенческий момент «исключительные дети» синдром Аспергера агрессия друг первые признаки Успокаивющие методы видеоуроки артикуляционная гимнастика родители Имитация с использованием крупной моторики школа мультфильм поведенческий импульс самостимуляция сенсорная игра Конвенция о правах инвалидов эмоциональный интеллект логопед гнев клуб тьюторов инклюзия дружба эмоции игра с аутичным ребёнком утежеленное одеяло фонд «Выход» игры Имитация сложных движений аутичный ребёнок высокофункциональный аутизм аутизм социальная история контакт глазами фильм о детях с аутизмом Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома инклюзивный класс лицевая слепота откуда беруться дети с аутизмом ежедневное расписание агрессивное поведение книги особому ребенку система коммуникации через обмен картинками воспитание особенности поведения Picture Exchange Communication System Имитация с предметами сенсорные ощущения Юлиана Пьянкова самоповреждение PECS мультик Сенсорные стратегии обучение чтению
К началу Материалы Создание среды Дети с синдромом Аспергера: одаренность с дисгармоничным типом развития

Дети с синдромом Аспергера: одаренность с дисгармоничным типом развития

Создание условий, обеспечивающих выявление и образование одаренных детей, является одной из приоритетных задач общества и государства. Цель статьи – раскрыть некоторые теоретические и практические аспекты образования одаренных детей с особенностями психо- физического развития на примере детей с синдромом Аспергера (СА).

Материал и методы. Материалом послужили научные труды зарубежных и отечест- венных исследователей по проблемам одаренности, образования детей с СА и признаками ода- ренности, а также соответствующая образовательная практика. Основные методы исследования: теоретический анализ, обобщение педагогического опыта, наблюдение, рефлексия.

Результаты и их обсуждение. В статье выделены наиболее характерные особенности детей с СА. Доказано, что одаренность с дисгармоничным типом развития является свойством таких детей. Определены основные педагогические условия эффективной организации процесса обучения учащихся с синдромом Аспергера и признаками одаренности.

Заключение. Дети с СА обычно проявляют признаки одаренности с дисгармоничным типом развития. Поэтому в процессе их образования необходимо создать соответствующие пе- дагогические условия, а также осуществлять командный подход, объединяющий специалистов и в области психологии одаренности, и в области коррекции СА как нарушения аутистического спектра.

Ключевые слова: одаренность с дисгармоничным типом развития, синдром Аспергера, «исключительные дети».

Создание условий, обеспечивающих выявление и образование одаренных детей, является одной из приоритетных задач общества и государства. Вследствие сложности феномена одаренности существует несколько десятков научных концепций одаренно- сти. Данное обстоятельство делает невозможным выработку общих эталонов и стратегий развития всех ее проявлений. Нередко работа с одаренными учащимися в учреждениях общего среднего образования сводится к подготовке и проведению предметных олимпиад, разного рода соревнований, конкурсов и т.п. Вместе с тем, немалому числу детей с признаками одаренности в силу их эмоционально-личностных и иных особенностей не удается достойно проявить свои способности в сложных и жестких условиях соревнования. К таковым, например, относятся одаренные дети с особенностями пси- хофизического развития (ОПФР), в том числе с синдромом Аспергера (СА) и иными нарушениями аутистического спектра. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает проблема повышения компетентности педагогов в области образования одаренных детей с ОПФР. В соответствии с этим цель данной статьи – раскрыть неко- торые теоретические и практические аспекты образования детей с ОПФР и признаками одаренности на примере детей с СА.

Материал и методы. Работы зарубежных и отечественных исследователей по проблемам одаренности, образования детей с синдромом Аспергера и признаками ода- ренности, а также соответствующая образовательная практика изучались методами тео- ретического анализа, обобщения педагогического опыта, наблюдения, рефлексии и др.

Результаты и их обсуждение. Согласно критериям ВОЗ, синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к нарушениям аутистического спектра и включающее нарушения в социализации, коммуникации, сенсорном воспри- ятии, когнитивные и иные особенности. Наряду с достаточно высоким уровнем (вплоть до одаренности) развития когнитивных способностей и умений и обычно хорошо раз- витой вербальной коммуникации, детям с СА свойственна «триада нарушений» (Л. Уинг) в сфере социального взаимодействия, коммуникации и воображения [1].

На основе анализа научных работ зарубежных ученых (Г. Аспергер, К. Гилберг, Т. Питерс, Л. Уинг, У. Фрит, Т. Эттвуд и др.), опыта работы специалистов и педагогов нами были определены наиболее характерные особенности детей с СА: социальная на- ивность, эгоцентризм; средний или выше среднего уровень интеллекта; ограниченные интересы в той или иной области знания; приверженность к специфическим, нефункциональным ритуалам и установившемуся заведенному порядку; формальность, замы- словатость речи, ограниченность ее темами, представляющими личный интерес; вербальные стереотипы; несоблюдение правил диалога, отсутствие эмоциональной взаим- ности, понимания чувств другого человека; неспособность взаимодействовать со сверстниками, устанавливать дружеские отношения; отставание развития моторики, мотор- ные стереотипы, нередко двигательная расторможенность (гиперактивность) и др.

Многие проблемы, с которыми сталкиваются дети с СА в процессе образования, обусловлены их когнитивными особенностями. Согласно Т. Эттвуду, к таковым отно- сятся нарушения внимания и исполнительной функции, повышенные или сниженные способности к чтению и математике, низкая центральная когерентность, визуальное мышление [2].

Когнитивные, коммуникативные, социальные и иные особенности, учебный профиль детей с рассматриваемым нарушением позволяют отнести их к категории так называемых «исключительных детей». «Исключительность» проявляется в значитель- ном отклонении (выше или ниже) от нормы в когнитивном, социально-эмоциональном, физическом развитии, то есть имеет два параметра: одаренность или наличие нарушений психофизического развития. В случае если для ребенка характерны оба этих параметра одновременно, говорят о двойной «исключительности». Ребенок с СА, как правило, «дважды исключительный (особый)», так как ему свойственны и симптомы данного нарушения, и признаки одаренности с дисгармоничным типом развития.

Исследователи одаренности этого типа (М.Е. Богоявленская, А.И. Савенков и др.) пришли к выводу, что она может быть следствием диссинхронии (неравномерно- сти) развития, которая в свою очередь является результатом неравномерности морфологического созревания или развития функциональных систем головного мозга в условиях среды. В целом неравномерность в развитии одаренных детей выражается в за- метном несоответствии между их высоким потенциалом и трудностями его практиче- ской реализации, между темпами развития интеллектуальной, аффективной и моторной сфер. Как подчеркивают российские ученые Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич и другие в разработанной ими «Рабочей концепции одарен- ности» (2003), проявление феномена детской одаренности с дисгармоничным типом развития сопровождается трудностями в общении, поведении и обучении. Все это ха- рактерно и для детей с СА.

Рассмотрим особенности образовательных программ и организации процесса обучения детей, у которых признаки одаренности сочетаются с СА. Результаты проведенных исследований (М.Е. Богоявленская, Г.Б. Монина, Е.И. Щебланова и др.) и наш личный опыт обучения и воспитания таких детей дают возможность охарактеризовать трудности, которые они испытывают в процессе обучения. Эта группа одаренных детей по сравнению с одаренными сверстниками без СА имеет более выраженную диссинхронию познавательного, социального и эмоционального развития. Они менее способны к последовательному и индуктивному мышлению, адекватному использованию оперативной памяти, имеют трудности с разделением существенных и несущественных признаков, части и целого, причины и следствия, нередко не успевают вовремя закончить рабо- ту, меняют темы своих проектов. Такие учащиеся испытывают трудности в работе в группах с другими детьми, даже со сходным уровнем умственного развития. В то же время, когда они сами выбирают себе занятия, то, способны погружаться в длительную и напряженную работу без внешнего подкрепления. Существенно и то, что учащимся с рассматриваемой «двойной исключительностью» не подходят учебные программы для одаренных учащихся, направленные только на ускорение или интенсификацию.

Разработка специальных стратегий и методов образования детей с с «двойной исключительностью» – одаренностью и СА – достаточно сложный процесс вследствие действительной исключительности и непохожести данных групп детей. При этом установлено, что дети с диагнозом СА, проявляющие признаки одаренности, об- ладают достаточно высокими компенсаторными механизмами, но для их включения необходимо наличие определенных педагогических условий. Для реализации своего потенциала рассматриваемая категория детей нуждается в ранней и точной диагностике их когнитивных, психических и иных особенностей, в долгосрочном психолого- педагогическом сопровождении в семье и школе.

Эффективной стратегией обучения таких учащихся является индивидуализация учебного плана, обогащение учебных программ с одновременным учетом сильных и слабых сторон конкретного ребенка. Основной акцент необходимо делать на развитие эмоциональной сферы, формирование адекватной самооценки, коммуникативных, социальных умений, умений саморегуляции. Организуя учебную деятельность одаренных учащихся с СА, важно избегать преобладания в ней малостимулирующих, не интерес ных для них заданий и задач (многократное повторение пройденного материала, заучи- вание отдельных правил и параграфов, изучение не интересующих детей тем и т.п.) с отсроченным поощрением. Следует учесть также, что они предпочитают сложные, вы- зывающие интерес задания, поэтому предъявление более коротких и простых заданий может увеличивать фрустрацию (раздражительность, тревога и т.п.) у некоторых из них. Обычно такие учащиеся предпочитают практическую деятельность, компьютерное обучение, интересное содержание занятий и индивидуальное внимание педагога.

В целом для развития и обучения одаренных детей с СА необходима образова- тельная среда, которая, с одной стороны, ориентирована на их способности и интересы, а с другой – позволяет корректировать имеющиеся у них нарушения. Педагогическими условиями эффективной организации процесса обучения данной категории учащихся также являются: содействие интеграции детей в микросоциум (класс, школа и др.); оказание им помощи в решении эмоциональных, межличностных и иных проблем; предоставление образцов конструктивного поведения; формирование умений саморегуляции; реализация во взаимодействии с детьми позитивной модели поведения, «мягкого руко- водства» (частая похвала, избегание категорических запретов и т.п.); выявление инди- видуального стиля и успешных стратегий учебной деятельности; установление партнерских отношений с учащимися и обсуждение возникающих у них трудностей в учебной деятельности; поощрение проявления познавательной активности и креативности; создание обогащенной, индивидуализированной и вариативной образовательной среды; применение технологий развивающего, проблемного, проектного и т.п. обучения, игровых технологий, а также методов и приемов обучения, направленных на развитие логи- ческого, дивергентного мышления.

Заключение. Таким образом, дети с синдромом Аспергера обычно проявляют признаки одаренности с дисгармоничным типом развития. Поэтому в процессе их образования необходимо создавать охарактеризованные выше педагогические условия, а также осуществлять командный подход, объединяющий специалистов как в области психологии одаренности, так и в области коррекции данного нарушения аутистического спектра.

Елена Сивашинская, кандидат педагогических наук, доцент БрГУ им. А.С. Пушкина, мама старшеклассника с СА

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.