Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
воспитание эмоциональный интеллект дружба Юлиана Пьянкова книги особому ребенку мультфильм обучение чтению PECS обучение тьютор диагноз аутизм особенности поведения социальная история поведенческий момент Конвенция о правах инвалидов нейротипики рассказ о непохожем брате стимминг игра синдром Аспергера уроки доброты Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома Сенсорная стимуляция игра с аутичным ребёнком контакт глазами поведение издевательства в школе Имитация с использованием крупной моторики функция поведения Луна мультик Расслабление Успокаивющие методы артикуляционная гимнастика аутизм школа игры откуда беруться дети с аутизмом как научить ребёнка гнев агрессия видеоуроки утежеленное одеяло моббинг клуб тьюторов Визуальные подсказки самоповреждение логопед шизофрения система коммуникации через обмен картинками ребёнок выгорание от аутизма Picture Exchange Communication System лицевая слепота Имитация сложных движений имитация высокофункциональный аутизм поведенческий импульс Сенсорные стратегии диагноз «исключительные дети» одаренность с дисгармоничным типом развития самостимуляция надевать обувь ABA братик эмоции фонд «Выход» речевые шаблоны сенсорная игра ежедневное расписание фильм о детях с аутизмом первые признаки инклюзия родители инклюзивный класс книга агрессивное поведение аутичный ребёнок сенсорные ощущения друг Имитация с предметами
К началу Материалы Создание среды Дети с синдромом Аспергера: одаренность с дисгармоничным типом развития

Дети с синдромом Аспергера: одаренность с дисгармоничным типом развития

Создание условий, обеспечивающих выявление и образование одаренных детей, является одной из приоритетных задач общества и государства. Цель статьи – раскрыть некоторые теоретические и практические аспекты образования одаренных детей с особенностями психо- физического развития на примере детей с синдромом Аспергера (СА).

Материал и методы. Материалом послужили научные труды зарубежных и отечест- венных исследователей по проблемам одаренности, образования детей с СА и признаками ода- ренности, а также соответствующая образовательная практика. Основные методы исследования: теоретический анализ, обобщение педагогического опыта, наблюдение, рефлексия.

Результаты и их обсуждение. В статье выделены наиболее характерные особенности детей с СА. Доказано, что одаренность с дисгармоничным типом развития является свойством таких детей. Определены основные педагогические условия эффективной организации процесса обучения учащихся с синдромом Аспергера и признаками одаренности.

Заключение. Дети с СА обычно проявляют признаки одаренности с дисгармоничным типом развития. Поэтому в процессе их образования необходимо создать соответствующие пе- дагогические условия, а также осуществлять командный подход, объединяющий специалистов и в области психологии одаренности, и в области коррекции СА как нарушения аутистического спектра.

Ключевые слова: одаренность с дисгармоничным типом развития, синдром Аспергера, «исключительные дети».

Создание условий, обеспечивающих выявление и образование одаренных детей, является одной из приоритетных задач общества и государства. Вследствие сложности феномена одаренности существует несколько десятков научных концепций одаренно- сти. Данное обстоятельство делает невозможным выработку общих эталонов и стратегий развития всех ее проявлений. Нередко работа с одаренными учащимися в учреждениях общего среднего образования сводится к подготовке и проведению предметных олимпиад, разного рода соревнований, конкурсов и т.п. Вместе с тем, немалому числу детей с признаками одаренности в силу их эмоционально-личностных и иных особенностей не удается достойно проявить свои способности в сложных и жестких условиях соревнования. К таковым, например, относятся одаренные дети с особенностями пси- хофизического развития (ОПФР), в том числе с синдромом Аспергера (СА) и иными нарушениями аутистического спектра. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает проблема повышения компетентности педагогов в области образования одаренных детей с ОПФР. В соответствии с этим цель данной статьи – раскрыть неко- торые теоретические и практические аспекты образования детей с ОПФР и признаками одаренности на примере детей с СА.

Материал и методы. Работы зарубежных и отечественных исследователей по проблемам одаренности, образования детей с синдромом Аспергера и признаками ода- ренности, а также соответствующая образовательная практика изучались методами тео- ретического анализа, обобщения педагогического опыта, наблюдения, рефлексии и др.

Результаты и их обсуждение. Согласно критериям ВОЗ, синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к нарушениям аутистического спектра и включающее нарушения в социализации, коммуникации, сенсорном воспри- ятии, когнитивные и иные особенности. Наряду с достаточно высоким уровнем (вплоть до одаренности) развития когнитивных способностей и умений и обычно хорошо раз- витой вербальной коммуникации, детям с СА свойственна «триада нарушений» (Л. Уинг) в сфере социального взаимодействия, коммуникации и воображения [1].

На основе анализа научных работ зарубежных ученых (Г. Аспергер, К. Гилберг, Т. Питерс, Л. Уинг, У. Фрит, Т. Эттвуд и др.), опыта работы специалистов и педагогов нами были определены наиболее характерные особенности детей с СА: социальная на- ивность, эгоцентризм; средний или выше среднего уровень интеллекта; ограниченные интересы в той или иной области знания; приверженность к специфическим, нефункциональным ритуалам и установившемуся заведенному порядку; формальность, замы- словатость речи, ограниченность ее темами, представляющими личный интерес; вербальные стереотипы; несоблюдение правил диалога, отсутствие эмоциональной взаим- ности, понимания чувств другого человека; неспособность взаимодействовать со сверстниками, устанавливать дружеские отношения; отставание развития моторики, мотор- ные стереотипы, нередко двигательная расторможенность (гиперактивность) и др.

Многие проблемы, с которыми сталкиваются дети с СА в процессе образования, обусловлены их когнитивными особенностями. Согласно Т. Эттвуду, к таковым отно- сятся нарушения внимания и исполнительной функции, повышенные или сниженные способности к чтению и математике, низкая центральная когерентность, визуальное мышление [2].

Когнитивные, коммуникативные, социальные и иные особенности, учебный профиль детей с рассматриваемым нарушением позволяют отнести их к категории так называемых «исключительных детей». «Исключительность» проявляется в значитель- ном отклонении (выше или ниже) от нормы в когнитивном, социально-эмоциональном, физическом развитии, то есть имеет два параметра: одаренность или наличие нарушений психофизического развития. В случае если для ребенка характерны оба этих параметра одновременно, говорят о двойной «исключительности». Ребенок с СА, как правило, «дважды исключительный (особый)», так как ему свойственны и симптомы данного нарушения, и признаки одаренности с дисгармоничным типом развития.

Исследователи одаренности этого типа (М.Е. Богоявленская, А.И. Савенков и др.) пришли к выводу, что она может быть следствием диссинхронии (неравномерно- сти) развития, которая в свою очередь является результатом неравномерности морфологического созревания или развития функциональных систем головного мозга в условиях среды. В целом неравномерность в развитии одаренных детей выражается в за- метном несоответствии между их высоким потенциалом и трудностями его практиче- ской реализации, между темпами развития интеллектуальной, аффективной и моторной сфер. Как подчеркивают российские ученые Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич и другие в разработанной ими «Рабочей концепции одарен- ности» (2003), проявление феномена детской одаренности с дисгармоничным типом развития сопровождается трудностями в общении, поведении и обучении. Все это ха- рактерно и для детей с СА.

Рассмотрим особенности образовательных программ и организации процесса обучения детей, у которых признаки одаренности сочетаются с СА. Результаты проведенных исследований (М.Е. Богоявленская, Г.Б. Монина, Е.И. Щебланова и др.) и наш личный опыт обучения и воспитания таких детей дают возможность охарактеризовать трудности, которые они испытывают в процессе обучения. Эта группа одаренных детей по сравнению с одаренными сверстниками без СА имеет более выраженную диссинхронию познавательного, социального и эмоционального развития. Они менее способны к последовательному и индуктивному мышлению, адекватному использованию оперативной памяти, имеют трудности с разделением существенных и несущественных признаков, части и целого, причины и следствия, нередко не успевают вовремя закончить рабо- ту, меняют темы своих проектов. Такие учащиеся испытывают трудности в работе в группах с другими детьми, даже со сходным уровнем умственного развития. В то же время, когда они сами выбирают себе занятия, то, способны погружаться в длительную и напряженную работу без внешнего подкрепления. Существенно и то, что учащимся с рассматриваемой «двойной исключительностью» не подходят учебные программы для одаренных учащихся, направленные только на ускорение или интенсификацию.

Разработка специальных стратегий и методов образования детей с с «двойной исключительностью» – одаренностью и СА – достаточно сложный процесс вследствие действительной исключительности и непохожести данных групп детей. При этом установлено, что дети с диагнозом СА, проявляющие признаки одаренности, об- ладают достаточно высокими компенсаторными механизмами, но для их включения необходимо наличие определенных педагогических условий. Для реализации своего потенциала рассматриваемая категория детей нуждается в ранней и точной диагностике их когнитивных, психических и иных особенностей, в долгосрочном психолого- педагогическом сопровождении в семье и школе.

Эффективной стратегией обучения таких учащихся является индивидуализация учебного плана, обогащение учебных программ с одновременным учетом сильных и слабых сторон конкретного ребенка. Основной акцент необходимо делать на развитие эмоциональной сферы, формирование адекватной самооценки, коммуникативных, социальных умений, умений саморегуляции. Организуя учебную деятельность одаренных учащихся с СА, важно избегать преобладания в ней малостимулирующих, не интерес ных для них заданий и задач (многократное повторение пройденного материала, заучи- вание отдельных правил и параграфов, изучение не интересующих детей тем и т.п.) с отсроченным поощрением. Следует учесть также, что они предпочитают сложные, вы- зывающие интерес задания, поэтому предъявление более коротких и простых заданий может увеличивать фрустрацию (раздражительность, тревога и т.п.) у некоторых из них. Обычно такие учащиеся предпочитают практическую деятельность, компьютерное обучение, интересное содержание занятий и индивидуальное внимание педагога.

В целом для развития и обучения одаренных детей с СА необходима образова- тельная среда, которая, с одной стороны, ориентирована на их способности и интересы, а с другой – позволяет корректировать имеющиеся у них нарушения. Педагогическими условиями эффективной организации процесса обучения данной категории учащихся также являются: содействие интеграции детей в микросоциум (класс, школа и др.); оказание им помощи в решении эмоциональных, межличностных и иных проблем; предоставление образцов конструктивного поведения; формирование умений саморегуляции; реализация во взаимодействии с детьми позитивной модели поведения, «мягкого руко- водства» (частая похвала, избегание категорических запретов и т.п.); выявление инди- видуального стиля и успешных стратегий учебной деятельности; установление партнерских отношений с учащимися и обсуждение возникающих у них трудностей в учебной деятельности; поощрение проявления познавательной активности и креативности; создание обогащенной, индивидуализированной и вариативной образовательной среды; применение технологий развивающего, проблемного, проектного и т.п. обучения, игровых технологий, а также методов и приемов обучения, направленных на развитие логи- ческого, дивергентного мышления.

Заключение. Таким образом, дети с синдромом Аспергера обычно проявляют признаки одаренности с дисгармоничным типом развития. Поэтому в процессе их образования необходимо создавать охарактеризованные выше педагогические условия, а также осуществлять командный подход, объединяющий специалистов как в области психологии одаренности, так и в области коррекции данного нарушения аутистического спектра.

Елена Сивашинская, кандидат педагогических наук, доцент БрГУ им. А.С. Пушкина, мама старшеклассника с СА

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.