Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
инклюзивный класс фильм о детях с аутизмом артикуляционная гимнастика лицевая слепота логопед Сенсорные стратегии родители Юлиана Пьянкова надевать обувь гнев братик контакт глазами моббинг мультфильм одаренность с дисгармоничным типом развития утежеленное одеяло аутичный ребёнок Луна как научить ребёнка эмоции диагноз аутизм тьютор издевательства в школе первые признаки диагноз книга обучение Сенсорная стимуляция игры особенности поведения функция поведения система коммуникации через обмен картинками Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома Имитация сложных движений поведенческий импульс речевые шаблоны рассказ о непохожем брате фонд «Выход» высокофункциональный аутизм сенсорная игра стимминг имитация сенсорные ощущения мультик дружба инклюзия ABA выгорание от аутизма игра агрессивное поведение Picture Exchange Communication System Расслабление поведенческий момент Конвенция о правах инвалидов клуб тьюторов социальная история аутизм Успокаивющие методы Визуальные подсказки PECS уроки доброты нейротипики самоповреждение друг ребёнок агрессия синдром Аспергера поведение книги особому ребенку школа Имитация с предметами воспитание Имитация с использованием крупной моторики самостимуляция обучение чтению ежедневное расписание «исключительные дети» видеоуроки игра с аутичным ребёнком шизофрения эмоциональный интеллект откуда беруться дети с аутизмом
К началу Материалы Социальные истории Как использовать социальные истории

Как использовать социальные истории

Часть 1 из 3: Создание социальной истории

Социальные истории

1 Определитесь с темой вашего рассказа. Некоторые социальные рассказы предназначены для использования в целом, в то время, как другие истории нацеливаются на определенную ситуацию, событие или деятельность.

  • Примерами социальных историй, которые могут быть использованы в целом, как правило, являются: «как мыть руки», «как подготовить стол к обеду». Примерами историй, которые нацелены на конкретную ситуацию или событие, могут быть: «поход на медосмотр» или «посадка на рейс самолета».
  • Социальные историй общего предназначения могут быть прочитаны или просмотрены один или несколько раз на день в зависимости от подготовки ребенка. Социальные рассказы, предназначенные для определенной цели, ситуации должны быть поданы ребенку непосредственно перед этим событием.
  • Например, социальную историю для посещение кабинета врача следует читать как раз перед выездом ребенка на осмотр.

Социальные истории

2 Ограничьтесь одной темой в каждой социальной истории. Ребенок с аутизмом не может усвоит слишком много тнформации сразу. Так что следует позаботиться, что расказываете только об одном конкретном событии, ситуации, эмоции или способе поведения. Так как детям с расстройствами аутистического спектра крайне сложно усваивать большой обьем информации сразу.

Социальные истории

3 Сделайте так, чтобы главный герой социальной истории был похож на ребенка. Чтобы малыш увидел себя главным героем истории. Это можно сделать, придав главному герою какие-то общие качества с малышом: пол, внешний вид, число членов семьи, интересы или навыки.

  • Когда ребенок начинает понимать, что герой истории и он похожи, то для вас, как для рассказчика, будет намного проще передать свое сообщение. Есть надежда на то, что ребенок начнет сопоставлять себя с персонажем истории и будет делать все, что делает герой рассказа.
  • Например, когда вы будете рассказывать социальную историю мальчику Эриксону, вы можете начать так: «Жил-был мальчик по имени Эрик, он был умным, послушным, высоким, симпатичным и любил играть в баскетбол, как ты».

Социальные истории

 4 Позаботьтесь о том, чтобы ваш рассказ был не очень длинным. Истории могут быть прочитаны ребенку в слух или они могут быть поданы в виде простой книги, которую ребенок всегда может носить в сумке и читать всякий раз, когда чувствует потребность в этом.

  • Дети с расстройствами аутистического спектра чаще всего имеют хорошее визуальное восприятие, поэтому вы можете включать в свои социальные истории картинки, фотографии и рисунки. Этим можно лучше привлечь внимание ребенка и сделать рассказы более интересными.
  • Обучение будет более продуктивным, если ребенок добровольно учавствует в нем.

Социальные истории

5 Создавайте свои социальные истории всегда положительными и добрыми. Социальные истории всегда должны быть представлены таким образом, чтобы ребенок был способен связать их с позитивным поведением. Позитивные методы помогут справляться с негативными эмоциями и лучше воспринимать новые ситуации и действия.

  • В социальной истории не должно быть никакого негативного подтекста. Атмосфера, отношение и тон людей, вовлеченных в рассказ, должны быть только положительными.

Социальные истории

6 Привлекайте больше людей, которые бы выступали в социальной истории в роле персонажей. Это поможет напрямую привлечь людей, которые имеют место в жизни ребенка, его воспитании и формировании: например, если история о совместной игрушки, то можете привлечь брата или друга ребенка.

  • Ребенок будет лучшее связывать себя с другими людьми, также вы увидите, как ребенок будет относиться к тому, чтобы поделиться чем-то с другими, например, своими игрушками. Также это даст возможность понаблюдать за изменениями в отношении малыша к брату или другу, когда он будет готов поделиться чем-то.
  • Это будет развивать все больше и больше положительных и полезных элементов поведения у ребенка.

Социальные истории

7 Принимайте во внимание настроение вашего ребенка, когда рассказываете социальную историю. Учитывайте время, место и настроение ребенка, рассказывая ему социальною историю: ребенок должен чувствовать себе комфортно, в безопасности, быть спокойным и полностью отдохнувшим.

  • Не нужно рассказывать историю, когда ребенок голоден или устал. Суть социальной истории не может быть воспринята ребенком, когда его настроение не очень хорошее.
  • Нужно избегать мест, где есть яркие огни, громкие звуки или иные отвлекающие факторы, к которым ребенок может быть чувствителен. Потому что в таких условиях рассказывать социальную историю просто бессмысленно.

Социальные истории

8 Рассказывайте социальную историю об определенном поведении перед тем, как поставить ребенка в подобную ситуацию.

  • Поскольку история свежа в сознании ребенка, он будет помнить то, что произошло в этом рассказе и попытается действовать таким же образом, как это было в рассказе.
  • Например, если история о том, что нужно делиться своими игрушками будет прочитана перед перерывом, то во время перерыва история остается еще свежей в памяти и дети могут сразу применять это на практике, делиться игрушками с другими.

Социальные истории

9 Создавайте разные истории для различных потребностей. Социальные истории также можно использовать, чтобы помочь ребенку справится с эмоциями и чувствами, которые в основном являются неуправляемыми.

  • Социальные истории могут научить некоторым необходимым социальным навыкам, например, общению с другими людьми таким образом, чтобы это не приводило к конфликту, завязанию дружбы и отношений. Это часто бывает необходимо, потому что дети с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с нехваткой некоторых адекватных социальных навыков.
  • Социальные истории могут также привить навыки, которые необходимы ребенку для поддержания чистоты и гигиены, например, что делать после пробуждения, как пользоваться туалетом, как мыть руки и так далее.

Социальные истории

10 Попросите ребенка самому рассказать вам историю. Истории являются лучшим способом для ребенка показать свое познание происходящего. Время от времени просите рассказать вам истории самостоятельно.

  • Обычно дети рассказывают про то, что они делают каждый день или про то, что они хотели бы делать. С помощью этих историй, попытайтесь понять, думает ли ваш ребенок в правильном направлении, говорит ли о вещах, которые не подходят для его возраста. Также попытайтесь определить, есть ли у него какие-то проблемы, переживания или страхи, о которых он может рассказать вам в своих историях.
  • Например, если ребенок рассказывает следующею историю: «есть одна девочка, которая обычно бьет в школе всех детей и хочет украсть их еду». Таким образом, ваш ребенок, возможно, пытается рассказать вам о некоторых проблемах запугивания, с которыми он сталкивается в школе с «этой» девочкой.

Социальные истории

11 Заменяйте одну социальную историю другой, если ваш ребенок схватывает суть вашего сообщения. Социальные истории могут быть изменены в зависимости от навыков, которые приобретает ребенок. Вы можете удалить некоторые элементы из социальной истории или добавить новые, чтобы удовлетворить текущее потребности малыша.

  • Например, если у ребенка уже есть понимание, как попросить перерыв, когда он чувствует себя перегруженым, то та часть истории, в которой вы прививаете ему это поведения, может быть опущена или изменена.

Продолжение следуем...

источник: http://ru.wikihow.com

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.