Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
система коммуникации через обмен картинками агрессивное поведение аутизм шизофрения речевые шаблоны тьютор друг игра с аутичным ребёнком издевательства в школе инклюзия нейротипики контакт глазами стимминг клуб тьюторов одаренность с дисгармоничным типом развития братик высокофункциональный аутизм Имитация с использованием крупной моторики рассказ о непохожем брате надевать обувь Имитация с предметами мультик аутичный ребёнок утежеленное одеяло Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома игра артикуляционная гимнастика поведенческий момент книги особому ребенку имитация фильм о детях с аутизмом Луна «исключительные дети» как научить ребёнка синдром Аспергера инклюзивный класс Юлиана Пьянкова ABA откуда беруться дети с аутизмом поведенческий импульс особенности поведения Успокаивющие методы сенсорные ощущения функция поведения родители Имитация сложных движений эмоциональный интеллект Picture Exchange Communication System мультфильм книга Расслабление лицевая слепота обучение чтению дружба Конвенция о правах инвалидов диагноз эмоции ежедневное расписание моббинг воспитание социальная история гнев PECS видеоуроки логопед Сенсорная стимуляция выгорание от аутизма самоповреждение школа сенсорная игра поведение уроки доброты самостимуляция игры обучение Визуальные подсказки Сенсорные стратегии диагноз аутизм агрессия первые признаки фонд «Выход» ребёнок
К началу Материалы Социальные истории Как использовать социальные истории

Как использовать социальные истории

Часть 1 из 3: Создание социальной истории

Социальные истории

1 Определитесь с темой вашего рассказа. Некоторые социальные рассказы предназначены для использования в целом, в то время, как другие истории нацеливаются на определенную ситуацию, событие или деятельность.

  • Примерами социальных историй, которые могут быть использованы в целом, как правило, являются: «как мыть руки», «как подготовить стол к обеду». Примерами историй, которые нацелены на конкретную ситуацию или событие, могут быть: «поход на медосмотр» или «посадка на рейс самолета».
  • Социальные историй общего предназначения могут быть прочитаны или просмотрены один или несколько раз на день в зависимости от подготовки ребенка. Социальные рассказы, предназначенные для определенной цели, ситуации должны быть поданы ребенку непосредственно перед этим событием.
  • Например, социальную историю для посещение кабинета врача следует читать как раз перед выездом ребенка на осмотр.

Социальные истории

2 Ограничьтесь одной темой в каждой социальной истории. Ребенок с аутизмом не может усвоит слишком много тнформации сразу. Так что следует позаботиться, что расказываете только об одном конкретном событии, ситуации, эмоции или способе поведения. Так как детям с расстройствами аутистического спектра крайне сложно усваивать большой обьем информации сразу.

Социальные истории

3 Сделайте так, чтобы главный герой социальной истории был похож на ребенка. Чтобы малыш увидел себя главным героем истории. Это можно сделать, придав главному герою какие-то общие качества с малышом: пол, внешний вид, число членов семьи, интересы или навыки.

  • Когда ребенок начинает понимать, что герой истории и он похожи, то для вас, как для рассказчика, будет намного проще передать свое сообщение. Есть надежда на то, что ребенок начнет сопоставлять себя с персонажем истории и будет делать все, что делает герой рассказа.
  • Например, когда вы будете рассказывать социальную историю мальчику Эриксону, вы можете начать так: «Жил-был мальчик по имени Эрик, он был умным, послушным, высоким, симпатичным и любил играть в баскетбол, как ты».

Социальные истории

 4 Позаботьтесь о том, чтобы ваш рассказ был не очень длинным. Истории могут быть прочитаны ребенку в слух или они могут быть поданы в виде простой книги, которую ребенок всегда может носить в сумке и читать всякий раз, когда чувствует потребность в этом.

  • Дети с расстройствами аутистического спектра чаще всего имеют хорошее визуальное восприятие, поэтому вы можете включать в свои социальные истории картинки, фотографии и рисунки. Этим можно лучше привлечь внимание ребенка и сделать рассказы более интересными.
  • Обучение будет более продуктивным, если ребенок добровольно учавствует в нем.

Социальные истории

5 Создавайте свои социальные истории всегда положительными и добрыми. Социальные истории всегда должны быть представлены таким образом, чтобы ребенок был способен связать их с позитивным поведением. Позитивные методы помогут справляться с негативными эмоциями и лучше воспринимать новые ситуации и действия.

  • В социальной истории не должно быть никакого негативного подтекста. Атмосфера, отношение и тон людей, вовлеченных в рассказ, должны быть только положительными.

Социальные истории

6 Привлекайте больше людей, которые бы выступали в социальной истории в роле персонажей. Это поможет напрямую привлечь людей, которые имеют место в жизни ребенка, его воспитании и формировании: например, если история о совместной игрушки, то можете привлечь брата или друга ребенка.

  • Ребенок будет лучшее связывать себя с другими людьми, также вы увидите, как ребенок будет относиться к тому, чтобы поделиться чем-то с другими, например, своими игрушками. Также это даст возможность понаблюдать за изменениями в отношении малыша к брату или другу, когда он будет готов поделиться чем-то.
  • Это будет развивать все больше и больше положительных и полезных элементов поведения у ребенка.

Социальные истории

7 Принимайте во внимание настроение вашего ребенка, когда рассказываете социальную историю. Учитывайте время, место и настроение ребенка, рассказывая ему социальною историю: ребенок должен чувствовать себе комфортно, в безопасности, быть спокойным и полностью отдохнувшим.

  • Не нужно рассказывать историю, когда ребенок голоден или устал. Суть социальной истории не может быть воспринята ребенком, когда его настроение не очень хорошее.
  • Нужно избегать мест, где есть яркие огни, громкие звуки или иные отвлекающие факторы, к которым ребенок может быть чувствителен. Потому что в таких условиях рассказывать социальную историю просто бессмысленно.

Социальные истории

8 Рассказывайте социальную историю об определенном поведении перед тем, как поставить ребенка в подобную ситуацию.

  • Поскольку история свежа в сознании ребенка, он будет помнить то, что произошло в этом рассказе и попытается действовать таким же образом, как это было в рассказе.
  • Например, если история о том, что нужно делиться своими игрушками будет прочитана перед перерывом, то во время перерыва история остается еще свежей в памяти и дети могут сразу применять это на практике, делиться игрушками с другими.

Социальные истории

9 Создавайте разные истории для различных потребностей. Социальные истории также можно использовать, чтобы помочь ребенку справится с эмоциями и чувствами, которые в основном являются неуправляемыми.

  • Социальные истории могут научить некоторым необходимым социальным навыкам, например, общению с другими людьми таким образом, чтобы это не приводило к конфликту, завязанию дружбы и отношений. Это часто бывает необходимо, потому что дети с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с нехваткой некоторых адекватных социальных навыков.
  • Социальные истории могут также привить навыки, которые необходимы ребенку для поддержания чистоты и гигиены, например, что делать после пробуждения, как пользоваться туалетом, как мыть руки и так далее.

Социальные истории

10 Попросите ребенка самому рассказать вам историю. Истории являются лучшим способом для ребенка показать свое познание происходящего. Время от времени просите рассказать вам истории самостоятельно.

  • Обычно дети рассказывают про то, что они делают каждый день или про то, что они хотели бы делать. С помощью этих историй, попытайтесь понять, думает ли ваш ребенок в правильном направлении, говорит ли о вещах, которые не подходят для его возраста. Также попытайтесь определить, есть ли у него какие-то проблемы, переживания или страхи, о которых он может рассказать вам в своих историях.
  • Например, если ребенок рассказывает следующею историю: «есть одна девочка, которая обычно бьет в школе всех детей и хочет украсть их еду». Таким образом, ваш ребенок, возможно, пытается рассказать вам о некоторых проблемах запугивания, с которыми он сталкивается в школе с «этой» девочкой.

Социальные истории

11 Заменяйте одну социальную историю другой, если ваш ребенок схватывает суть вашего сообщения. Социальные истории могут быть изменены в зависимости от навыков, которые приобретает ребенок. Вы можете удалить некоторые элементы из социальной истории или добавить новые, чтобы удовлетворить текущее потребности малыша.

  • Например, если у ребенка уже есть понимание, как попросить перерыв, когда он чувствует себя перегруженым, то та часть истории, в которой вы прививаете ему это поведения, может быть опущена или изменена.

Продолжение следуем...

источник: http://ru.wikihow.com

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.