Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
выгорание от аутизма Имитация сложных движений артикуляционная гимнастика Расслабление поведение сенсорные ощущения нейротипики сенсорная игра контакт глазами поведенческий импульс шизофрения эмоции обучение чтению система коммуникации через обмен картинками фонд «Выход» школа воспитание видеоуроки инклюзия одаренность с дисгармоничным типом развития эмоциональный интеллект Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома самоповреждение синдром Аспергера гнев мультик лицевая слепота «исключительные дети» логопед Конвенция о правах инвалидов Сенсорная стимуляция особенности поведения тьютор клуб тьюторов имитация инклюзивный класс Сенсорные стратегии самостимуляция диагноз рассказ о непохожем брате речевые шаблоны откуда беруться дети с аутизмом надевать обувь утежеленное одеяло агрессия Имитация с использованием крупной моторики книги особому ребенку поведенческий момент мультфильм Луна фильм о детях с аутизмом родители книга агрессивное поведение аутичный ребёнок игра с аутичным ребёнком дружба аутизм Успокаивющие методы высокофункциональный аутизм Визуальные подсказки первые признаки стимминг диагноз аутизм функция поведения Юлиана Пьянкова социальная история Имитация с предметами обучение моббинг издевательства в школе как научить ребёнка друг игры ежедневное расписание уроки доброты игра ABA братик ребёнок Picture Exchange Communication System PECS
К началу Материалы Родителям «Ваш ребенок будет выглядеть странно»

«Ваш ребенок будет выглядеть странно»

Екатерина Беленькая

Все вы знаете, что такое стимминг. О нем часто пишут в статьях об аутизме. Стимминг — повторяющееся, не направленное на какую-то конкретную цель действие. К примеру, постукивание пальцами, вращение кистями рук, раскачивание, повторение одних и тех же фраз, подпрыгивания или хождение туда-сюда. Если вы грызете ногти, вертите карандаш в руке, мотаете ногой или накручивайте волосы на палец — это тоже стимминг. Только у аутистов он обычно выражается чаще и является более заметным.
Иногда аутисты замечают, что они стимят, иногда нет. Но чаще всего стимминг — абсолютно безвредное действие.
И абсолютно бесполезное, как может показаться на первый взгляд, но это не так. На эту тему написано множество статей, поэтому я не буду здесь расписывать всю пользу, которую может принести стимминг, значение стимминга для аутистов и то, какими болезненными, сложными и неприятными для нас могут быть попытки отказаться от него. Я только напомню некоторые факты о стимминге, прежде чем перейди к главному.


1) Стимминг — это совершенно естественное для нас поведение.
2) Стимминг — это способ выражения эмоций, наш естественный способ, как улыбка или смех. Мы можем стимить, когда довольны или когда нам что-то не нравиться. Так что стимминг — это коммуникация, непреднамеренная, искренняя, неподдельная коммуникация.
3) Стимминг — это то, что помогает нам думать и сосредоточиться. Так что стимминг не мешает нам учиться и работать а, наоборот, помогает.
4) Стимминг — это то, что помогает нам справляться с раздражителями в этом громком, шумном, нестабильном и непостоянном мире. Во время сенсорных перегрузок мы, чаще всего, больше стимим. Никогда не останавливайте нас при этом — от этого нам станет только хуже. И не просите нас «успокоиться», ведь именно это мы сейчас и делаем!
5) Стимминг — это то, что может помочь нам расслабиться и отдохнуть после тяжелого дня.
Многие из вас для этого курят или пьют алкоголь. И в обществе это считается абсолютно нормальным. Но когда я с этой же целью бегу по улице, подпрыгиваю или верчу в руках мячик, многие из вас посчитали бы это ненормальным. Бег, прыжки, верчение в руках всяких предметов не вредят ни мне, ни вам. Ваше курение вредит и вам, и окружающим. Я ни раз это спрашивала, спрошу и сейчас: «Почему тогда вы называете МОЕ поведение ненормальным и вредным?!»

Почему любая дурость, если она часто повторяется и если ее делают герои популярных фильмов и известные люди, становиться нормой?! И почему люди должны оказываться от естественного для них поведения просто потому, что мало кто ведет себя так, как они?!

Некоторые родители настаивают на том, что их ребенку надо меньше «стимить», особенно в общественных местах, потому что иначе он будет выглядеть странно.

Я хочу, чтобы вы запомнили: «Ваш ребенок БУДЕТ выглядеть странно». С точки зрения большинства людей он всегда будет странным. Его образ мышления отличается от того, как мыслят большинство людей, он воспринимает мир иначе, чем большинство людей, он по-другому понимает общение и по-другому воспринимает других людей, он даже к своим интересам относится по-другому! Так неужели то, что он вращает кистями рук или раскачивается делает его более странным, чем все зависящее от его образа мышления и восприятия?!
Ваш ребенок не сможет скрыть свою странность. Не сможет скрыть полностью. И любые попытки будут забирать у него много сил.
Вашего ребенка будут считать странным десятки людей — почти все люди, с которыми он будет общаться в своей жизни. Он будет иностранцем в любой культуре и в любой стране. И вы, и он должны научиться с этим жить. Вы можете ему в этом помочь — помочь принимать себя, помочь взаимодействовать с другими людьми и помочь научиться защищать себя. И попытки заставить его отказаться от стимминга явно не будут этому способствовать.

Вы боитесь, что он будет смущать других людей.

Людей всегда смущает то, что кажется им непонятным. Образ мышления и способ восприятия вашего ребенка всегда будет казаться им непонятным. И они всегда будут думать об этом «что-то не то». Люди часто придумывают «что-то не то», когда чего-то не понимают.
Но знайте, что ваш ребенок будет видеть вокруг себя гораздо больше странных людей,чем видят эти люди. Других людей «смущает» он. Его, особенно в детстве, «смущают» все люди. Тогда зачем делать его взаимодействие с этими странными, «инопланетными» для него людьми еще сложнее?!
Тем более что стимминг может помочь в этом «налаживании контакта». Мне, к примеру, всегда проще говорить и формулировать свои мысли, когда я верчу что-то в руках. А чем лучше я формулирую свои мысли, тем меньше вероятности что я скажу что-то не то. А чем меньше вероятности, что я скажу что-то не то, тем меньше вероятности, что другие люди подумают «что-то не то», и что мои слова их смутят.

Вы боитесь, что из-за стимминга вашего ребенка будут донимать посторонние люди.
И вы совершенно правы — обязательно найдутся посторонние люди, которые будут делать замечания ему и, возможно, вам из-за «странного поведения вашего ребенка».
Многие люди любят лезть в чужую жизнь, на что у них нет ни малейшего права, и выставлять себя экспертами в делах, в которых они не разбираются. Я не думаю, что вам нравятся подобные люди. Тогда зачем стараться переделать своего собственного ребенка ради этих обнаглевших людей?!
Я не думаю, что вы бы хотели, чтобы они воспитывали вашего ребенка. Или чтобы вашему ребенку было стыдно из-за их слов, чтобы ему казалось, что с ним «что-то не так», просто потому что какая-то тетка в электричке решила, что лучше знает, как должен себя вести совершенно незнакомый ей человек.
Объясните своему ребенку, что он не должен переживать из-за подобного поведения незнакомых людей. Объясните ему, что он имеет право вести себя так, как он считает нужным, если это не мешает другим людям. И очень четко и подробно расскажите ему, как он должен реагировать на подобные замечания со стороны посторонних людей.

Вы думаете, что стимминг вашего ребенка мешает другим людям.
Прежде всего подумайте, как и чем именно стимминг вашего ребенка может им помешать. Иногда родители говорят, что стимминг «мешает другим людям», когда на самом деле они имеют ввиду, что он: «привлекает внимание других людей». А это совершенно разные вещи. Почему не стоит обращать внимание на мнение других людей в вопросах стимминга, вы читали выше. Теперь о том, что делать, если стимминг вашего ребенка действительно мешает другим людям.
1) Объясните вашему ребенку — очень понятно, четко и подробно, какое именно его поведение в каких именно общественных местах и чем именно мешает другим людям. Очень вероятно, что ваш ребенок не подозревает, что он им мешает, или что он даже не замечает того, что он стимит. Ни в коем случае не говорите ребенку, что он «итак знает», когда он спрашивает, что он делает не так. Потому что если он говорит, что не знает, вероятнее всего это правда.
Сравните желания и потребности других людей с желанием и потребностями самого ребенка, напомните ему, что другим людям также как ему может что-то нравиться, а что-то не нравиться. Врят-ли ваш ребенок хочет, чтобы ему мешали или чтобы делали то, что ему неприятно. Делайте упор на это сходство в желаниях.
2) Предложите ребенку сменить шумный или мешающий вид стимминга на другой. К примеру, если он вращает руками перед лицом людей в электричке, вместо этого он, возможно, может перебирать пальцами, вертеть что-то в руках, слегка раскачиваться и т.п.

Вы боитесь, что из-за стимминга вашего ребенка будут «доставать» в школе.
На этот раз вы тоже совершенно правы. Вашего ребенка действительно будут доставать в школе из-за стимминга. И учителя, и ученики.
И не только в школе- ему могут задавать странные вопросы на даче, в ВУЗе и на работе, и лучше, если он зарание будет знать, как отвечать на подобные вопросы.
Что же касается школы… что же, лучше, если учителя узнают обо всем от вас. Чаще всего они внимательнее прислушиваются к словам родителей, чем к словам ребенка. И лучше, если они будут знать об особенностях вашего ребенка. Не бойтесь, что от этого они будут относиться к вашему ребенку как к странному и думать, что с ним что-то не так. Они итак заметят, что ваш ребенок отличается от большинства детей, и, как я знаю из собственного опыта и из опыта моих знакомых, люди с большим пониманием относятся к странностям, причины которых им известны. Дети не исключение. Некоторым детям будет стыдно травить ребенка, имеющего диагноз и ребенка, о котором они точно знают, что он не виноват в своих странностях. Некоторые дети будут стыдить других своих одноклассников, делающих это. К тому же необъяснимо странное поведение может их пугать, или они могут решить, что ребенок «сумасшедший» или «тупой» просто потому, что он не принимает их нормы поведения. Поэтому им будет полезно узнать об аутизме.

И, если говорить о школе, хочу сказать вам еще кое-что. Вашего ребенка будут донимать его одноклассники. Вне зависимости от того, будет у него стимминг или нет, вероятность того, что его будут травить, гораздо выше 90 процентов. Если у него не будет стимминга, его могут начать травить позже, чем начали бы из-за странного стимминга, но попытки будут наверняка. Дети всегда издеваются над теми, кто не похож на них.

Когда я училась в первом классе, над моим одноклассником, пятилетним мальчиком, самым младшим в классе, смеялись и издевались потому, что он все рисовал в черно-белом цвете и почти ни с кем не разговаривал.
Позже они стали травить полного мальчика-заику.
Эти дети не были аутистами. У них не было стимминга. Они просто отличались от других детей.
Я не знаю ни одного аутиста, которого в свое время бы не травили в школе, если это не дети, которые учились в специально подготовленных инклюзивных классах.
Некоторых моих аутичных знакомых избивали ногами и обзывали «убогими», у других отнимали вещи или не давали им отвечать на уроках, и смеялись после каждого их слова, некоторым подбрасывали чужие вещи и обвиняли в воровстве… Способы травли были разными, но травля была.

Ваша задача — не сделать пребывание вашего ребенка в ужасно шумной школе, где он, возможно, никогда не может расслабиться и почувствовать себя в безопасности, еще более сложным, заставив его контролировать каждое свое движение.
Отказ от стимминга может занимать много сил, необходимых на то, чтобы справляться с сенсорными перегрузками и реагировать на действия других людей в шумной обстановке.
Отказ от стимминга может мешать ребенку общаться и слушать учителя. Если он будет сосредоточен на том, чтобы ничего не вертеть в руках или не раскачиваться, до этого ли ему будет?! Отказ от стимминга и попытка уследить за собой, чтобы ненароком не стимить, будут занимать необходимое для восприятия и общения внимание.

Так вот, ваша задача — не усложнить школьную жизнь ребенка ради общепринятых норм поведения. Ваша задача — научить вашего ребенка защищать себя! Не спрашивайте у него, «что нового было в школе» или «что тебе больше всего не нравиться в школе». Потому что в школе могло быть много нового, и он может просто не понять, о какой именно новости вы хотите услышать. Ему могут больше мешать сенсорные перегрузки, чем побои и издевательства одноклассников, и поэтому вы не узнаете о них, спросив ребенка, почему он не хочет идти в школу или что ему больше всего мешает.
Спросите, не бьют ли его. Не мешают ли ему на уроках, а если мешают, то каким именно образом, не забирают ли у него вещи.
Научите его давать сдачи. Объясните, в каких конкретно ситуациях надо ответить словом, а в каких ударить. Объясните, что именно надо отвечать одноклассникам, и лучше, если вы скажете это дословно. Вашего ребенка может очень сильно пугать их неадекватное поведение, и ему может быть практически невозможно сформулировать устный ответ в стрессовой ситуации.
Объясните, к кому можно обратиться за помощью и что сделать, если в случае вмешательства учителя или директора его будут донимать еще сильнее.
Возможно, вам самим лучше сходить в школу.
Возможно, вам лучше написать жалобу в районный отдел образования, если директор школы и учителя никак не реагируют на ваши жалобы. На личном опыте знаю, что когда мой отец пригрозил написать жалобу, учителя по-настоящему обратили внимание на то, что один мой одноклассник валил меня на пол и душил.
Возможно, если вашему ребенку действительно плохо в школе, вам лучше перевести его на домашнее обучение. Многие аутичные дети, учась в школе, не выдерживают и кончают жизнь самоубийством. И почти все аутисты думали о самоубийстве, когда учились в школе — я не исключение.
Помните, что жизнь вашего ребенка важнее, чем общепринятые нормы.
Возможно, если вашего ребенка травят в этой школе, но он хочет учиться в обычной общеобразовательной школе, вам надо найти другую школу. Может быть, ему подойдет больше частная школа или школа-экстернат.

Я не знаю, какие меры лучше принять в вашем случае, чтобы защитить вашего ребенка.
Но вам точно нужно научить вашего ребенка защищать себя. Лучше сосредоточьтесь на этом, а не на том, чтобы заставить вашего ребенка вести не естественным для него способом!

И последнее… если все мои предыдущие замечания насчет стимминга так и не изменили вашего мнения о том, стоит ли отучать от него ребенка…
Возможно, отучив ребенка от конкретного вида стимминга, он выберет другой, более опасный и проблематичный, хоть и менее заметный. Нам практически невозможно навсегда отказаться от стимминга, поэтому когда нам не дают стимить, многие из нас совершенно автоматически, не задумываясь, начинают искать альтернативу.
К примеру, моя подруга начала расцарапывать лицо, и часто до крови, после того как ее мать стала отучать ее трясти руками. И она до сих пор не может избавиться от этой привычки.
Я испортила почти все стулья в моей старой Донецкой квартире. Потому что после того, как родители стали ругать меня за то, что я вскакиваю и хожу по комнате, мне было очень сложно не раскачиваться.

Поэтому прежде чем пытаться переделать поведение вашего ребенка подумайте не только о психологических последствиях, но и об альтернативе, и еще раз хорошенько подумайте, хотите ли вы этого.

Источник: блог Екатерины Беленькой

 

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.