Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
родители Расслабление Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома уроки доброты друг обучение чтению инклюзия PECS откуда беруться дети с аутизмом как научить ребёнка самоповреждение Имитация с использованием крупной моторики издевательства в школе игра рассказ о непохожем брате ежедневное расписание школа клуб тьюторов Picture Exchange Communication System функция поведения имитация первые признаки инклюзивный класс моббинг Имитация с предметами Имитация сложных движений нейротипики лицевая слепота агрессия шизофрения дружба стимминг «исключительные дети» аутизм книга книги особому ребенку артикуляционная гимнастика самостимуляция диагноз высокофункциональный аутизм мультфильм гнев Юлиана Пьянкова особенности поведения речевые шаблоны мультик воспитание эмоции поведенческий момент поведение фильм о детях с аутизмом система коммуникации через обмен картинками социальная история Визуальные подсказки фонд «Выход» одаренность с дисгармоничным типом развития контакт глазами Успокаивющие методы диагноз аутизм надевать обувь игры тьютор поведенческий импульс братик Луна игра с аутичным ребёнком агрессивное поведение видеоуроки обучение синдром Аспергера Конвенция о правах инвалидов логопед ребёнок выгорание от аутизма ABA Сенсорная стимуляция Сенсорные стратегии эмоциональный интеллект сенсорная игра сенсорные ощущения аутичный ребёнок утежеленное одеяло
К началу Материалы Развивающие игры Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра

Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра

 Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра

Эрик, 3 года, осваивает имитацию в игровой форме

Имитация — одно из самых важных средств, которыми пользуются дети, поскольку они становятся участниками различных ситуаций, из которых черпают свои знания. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.

Эта форма обучения, однако, является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать имитацию, чтобы приобретать новые умения и знания.

Мы с моим сыном Эриком выполняем упражнения на имитацию. Обычно занимаемся сидя друг напротив друга за столом. Также можно заниматься на полу, на пространстве, ограниченном ковром.

Осуществляется действие (например «подавать руку») и сразу дается инструкция «сделай так». Ребенок должен имитировать это действие — поэтому ему не дается устная инструкция «дай руку». Каждый раз, когда ребенок это делает с подсказкой или без, он получает вознаграждение и похвалу: кусочек чего-то вкусного, ободряющие похлопывания и «Молодец, как ты здорово подал руку!». В случае если ребенок не повторит действие, ему дается физическая подсказка: вы помогаете ему сделать жест, взяв его руки в свои.

В каждой сессии отрабатываются по три инструкции, и каждая повторяется по пять раз. В последующих сессиях каждая новая инструкция дается после того, как ребенок успешно освоил предыдущие.

Для занятий нужно выбирать места, где меньше отвлекающих стимулов, чтобы ребенок не отвлекался. Лучше всего, если занятия будут проходить в развлекательной форме с постоянным взаимодействием; тогда у ребенка будет формироваться положительный опыт. Иногда полезно использовать предметы, которые нравятся ребенку, чтобы привлечь его внимание и мотивировать: мыльные пузыри, волчки, свистульки, хлопушки, крутящиеся предметы, светящиеся игрушки и т.д.

Имитация с предметами.

Видео демонстрирует, как Эрик (3 с небольшим года) имитирует строительство башни из конструктора Лего. В данном случае он повторяет последовательность цветов, которые также называет. Уровень имитации с предметами более продвинутый.

Первый тип осознанной имитации, которую изучают дети — имитация простых действий с предметами. Сначала предлагаются наиболее привлекательные для ребенка предметы, используемые по прямому назначению, например: трясти погремушку или катать машинку, издавая звук “бррррр”. Следующим шагом будет имитация действий, где предмет используется не по назначению. Например, ударять палочкой по столу вместо барабана, так мы издаем шум, который нравится ребенку и привлекает его внимание.

 Несколько общих примеров для имитации:

  • Скатать шарик из пластилина
  • Строить башню из 3 деталей Lego (позже можно усложнять конструкции)
  • Нажимать на пищащую игрушку
  • Катать машинку
  • Изображать полет игрушечного самолетика
  • Катать мяч по столу или по земле
  • Бросать мяч назад
  • Причесываться
  • Умывать лицо с помощью губки
  • Чистить зубы
  • Положить 3 предмета в коробку
  • Помещать маленький предмет внутрь большого
  • Надевать кольца на вертикальную палочку
  • Ударять крышками от кастрюль друг об друга
  • Бить барабанной палочкой по кастрюле или по барабану
  • Делать змейку из пластилина
  • Сморкаться в платок
  • Притворяться спящим
  • Кормить куклу с ложечки
  • Укладывать куклу спать
  • Надевать шляпу
  • Играть на маракасах и других музыкальных инструментах
  • Открывать книгу
  • Переворачивать страницы книги
  • Открывать / закрывать дверь
  • Включать/ выключать свет
  • Помешивать ложкой в чашке сахар
  • Пить из чашки
  • Есть ложечкой (йогурт, например)
  • Открывать / закрывать крышку бутылки
  • Наливать воду из бутылки в стакан
  • Катать коляску или тележку (можно с куклой)
  • Возить за веревочку музыкальную игрушку
  • Залезать в ящик и вылезать из него
  • Залезать под стол
  • Мять бумагу
  • Рвать бумагу
  • Прочее

 

Имитация с использованием крупной моторики


 

Это видео показывает несколько упражнений на имитацию. Перед тем, как начать действие, нужно привлечь внимание ребенка, а потом дать инструкцию: “Сделай так же».

Обычно имитация движений тела следует за имитацией с предметами: она труднее, потому что требует, чтобы ребенок запомнил, что ты сделал, и потом повторил это движение. Мы начинаем с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Кроме того, это действие производит шум и есть возможность наблюдать, как другой человек продолжает осуществлять это действие одновременно с ребенком. Самые сложные движения, которые труднее всего видеть, мы будем практиковать ниже, например, коснуться носа или положить руки на голову будет труднее, потому что ребенок не может видеть, правильно ли он совершил действие.

Хитрость: Выполнять действие перед зеркалом, если не удается имитация лицом к лицу.

  • Давать обе руки
  • Давать обе ступни
  • Поднимать руки
  • Поднимать руки в стороны
  • Трогать живот
  • Мотать головой
  • Махать рукой на прощание
  • Потирать руки
  • Хлопать руками над головой
  • Сжимать кулаки
  • Показывать пальцем
  • Кивать головой
  • Скрещивать руки на груди
  • Обниматься
  • Дотрагиваться до носа (и других частей лица)
  • Чесать голову
  • Прикрывать рот руками
  • Наклонять голову вперед
  • Вставать / садиться
  • Приседать на корточки
  • Ползать
  • Идти на пятках
  • Ходить на цыпочках, и т.д.

 

Имитация сложных движений

 

 

Видео (сентябрь 2007) показывает, как мы тренируем с Эриком упражнения на праксию (движения, осуществляемые с определенной конечной целью). Очень помогало использование зеркала.

 По причине гипотонуса мышц Эрик продолжал пускать слюни даже в возрасте 3-х лет. В то время он почти не говорил, а те слова, которые произносил, коверкал так, что их было трудно понять. Чтобы его артикуляция стала более четкой, необходимо было укреплять мышцы лица вокруг рта. Мы начинаем выполнять упражнения на праксию или артикуляционную гимнастику, которые эффективно способствуют развитию выразительности лица:

  • Широко открывать рот и говорить “AAAAAAAAAAAA”
  • Браться пальцами за кончик языка
  • Высовывать язык
  • Сжимать губы с силой (произнося звук MMMMM)
  • Клацать зубами
  • Смеяться
  • Фыркать, как лошадь (BRRRR)
  • Плотно сжимать губы
  • Надувать щеки
  • Изображать поцелуй (с шумом)
  • Изображать крик индейца (БА, БА, БА, БА)
  • Касаться верхних зубов языком
  • Прикусывать зубами нижнюю губу
  • Двигать языком влево/ вправо
  • Двигать языком по кругу
  • Брать ртом с руки, например, кусочки печенья
  • Втягивать с силой вареные спагетти (это упражнение помогло Эрику научиться пить через соломинку)
  • Пить через соломинку
  • Отмечать поцелуй (накрашенными губами) на бумаге

Поскольку сначала ребенку сложно выполнить многие из этих упражнений, нужно помогать ему, например, двигая губы руками и т.д., но всегда нужно делать это весело. Во время таких занятий ребенка нужно усиленно хвалить, чтобы вокруг было много игрушек, которые ему очень нравятся, использовать игрушки с крутящимися элементами, свистеть  в свистульки и гудеть и т.д. Иногда хорошо помогает чупа-чупс, йогурт или мороженое, чтобы заставить высунуть язык.

Нам также очень помогало сидеть рядом и смотреться в зеркало.

 ПРИЛОЖЕНИЯ:

Имитация с предметами Imitación con objetos – El Sonido de la hierba al crecer

Имитация с использованием крупной моторики Imitación motora gruesa – El sonido de la hierba al crecer

Упражнения на праксию – артикуляционная гимнастика Ejercicios de praxias – gimnasia de la boca – El sonido de la hierba al crecer

 Имитация как основа обучения при Расстройствах Аутистического Спектра – Часть II La imitación como base del aprendizaje en los Trastornos del Espectro del Autismo – Parte II

 Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра.

Часть II

Источник: La imitación como base del aprendizaje en los Trastornos del Espectro del Autismo – Parte II

Автор: Анабель Корнаго

16.12.2011

 В предыдущей статье «Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра – Части I», мы увидели серию упражнений, которые подойдут для начала работы над имитацией. Убедившись, что ребенок начинает делать успехи, мы начинаем усложнять задания. Однако всегда хорошо начинать с упражнений, которые у ребенка уже получаются, чтобы «разогреть» его перед тем, как вводить новые задания. Если у ребенка не получается выполнять инструкции самостоятельно, мы начинаем ему помогать.

 

Видео показывает, как Эрик повторяет перекрестные упражнения, а именно, соединяет правую часть тела с левой. Было достаточно сложно справляться с этими заданиями, но многократные повторения, а также большое количество пищевых и различных развлекательных поощрений привели нас к новым успехам. Справившись с упражнениями, которые были предложены ему позже, Эрик открыл для себя понятия «левая» и «правая», а вместе с этим к нему пришло осознание частей своего тела, улучшился контроль над ними.

 Точное повторение и введение в латеральность.

 С этими упражнениями ребенок станет лучше ощущать части своего тела и познакомится с понятием латеральности: что у нас есть правая и левая части тела.

  1. Поднять левую руку
  2. Поднять две руки
  3. Поднять правую руку
  4. Делать указательный жест правой рукой
  5. Прощаться правой рукой
  6. Прощаться левой рукой
  7. Положить две руки на живот
  8. Положить правую руку на живот
  9. Положить левую руку на живот
  10. Протягивать обе руки сразу
  11. Протягивать каждую руку по отдельности
  12. Топнуть правой ногой
  13. Топнуть левой ногой
  14. Топнуть дважды правой ногой
  15. Топнуть дважды левой ногой
  16. Топнуть по одному разу каждой ногой
  17. Топнуть по два раза каждой ногой
  18. Дотронуться большим пальцем до подбородка
  19. Соединять обе руки вместе

Серии из двух упражнений. Мы соединяем крупную моторику и имитацию с предметами

  1. Аплодировать и ставить кулак на стол
  2. Пить из чашки и класть ладонь на стол
  3. Дотронуться до носа и топнуть ногой по полу или земле
  4. Закрыть глаза и поднять руки
  5. Прыгнуть и покружиться.
  6. И так далее.

Серия трех упражнений. Мы комбинируем мелкую моторику, крупную моторику и имитацию с предметами.

  1. Аплодировать, стукнуть по столу кулаком и потрогать нос
  2. Топнуть ногой, поднимать руки, положить ладони на живот
  3. Приложить телефон к уху, пить из чашки, стукнуть по столу кулаком
  4. Махать на прощание, нарисовать линию в бумаге, положить руку в рот
  5. Надевать шляпу, зажигать свет, закрывать дверь
  6. И так далее.

 Перекрестные упражнения

  1. Дотронуться до левого плеча правой рукой.
  2. Дотронуться до правого плеча левой рукой.
  3. Дотронуться до левого колена правой рукой.
  4. Дотронуться до правого колена левой рукой.
  5. Дотронуться до правого уха левой рукой.
  6. Дотронуться до левого уха правой рукой.

 

Имитация действий, представленных на фотографиях.

Нужно приготовить фотографии, на которых изображены действия, которые ребенок должен повторить. Мы сделали много фотографий, в которых знакомые Эрику люди, изображают действие, которое он должен повторить. Нужно поместить фотографию на уровне глаз, показать ее ребенку и дать инструкцию: “Эрик, сделай так же”.

  1. Поднимать руки (фотография кого-то с поднятыми руками)
  2. Аплодировать
  3. Дотронуться до носа
  4. Потрогать обеими руками живот
  5. Положить руки на голову
  6. Причесаться
  7. Поднять ногу
  8. Позвонить по телефону
  9. И также все упражнения, что мы практиковали ранее на крупную моторику, имитацию мимики лица и имитацию с предметами.

Имитация по образцу

Также очень важно работать над имитацией по образцу. А именно, ты строишь что-то и ребенок должен это повторить. Мы используем Lego, рельсы для поезда Briobahn и пластмассовую мозаику, которую закрепляем в панели с отверстиями (Ministeck). Я рекомендую вам заранее готовить материал для работы, и располагать так, чтобы ребенок мог до него дотянуться. Имитация должна быть точной по количеству предметов и их расположению; в простых моделях, вы можете даже давать ребенку задание повторить последовательность цветов.

Данный ролик (октябрь 2007) показывает, как Эрик имитирует постройку по образцу из конструктора Lego. Кроме работы над имитацией, мы пробуем усиливать визуальный контакт. Поэтому я показываю Эрику каждый кубик Lego на уровне своих глаз. В конце концов, я также спрашиваю его: “Тебе нужен этот предмет?”, — и он должен ответить: «Да».

Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра

Фото: © Все права принадлежат Anabel Cornago

Следующим этапом работы стала имитация по образцам, изображенным на фото. Поэтому каждый раз, когда вы считаете упражнение законченным, сделайте фото получившейся конструкции и, основываясь на этих фото, вы сможете подготовить следующие задания.

 

Мы можем работать, например, повторяя постройки из Лего. Для этого нужно иметь две платформы для Лего: для себя и ребенка. Также подготовьте определенное количество деталей: одну кучку — для себя, и другую — для ребенка. Когда ребенок повторил вашу постройку, вы комментируете его действия четкими и понятными фразами: «Хорошо, это башня из 5 кубиков Лего», «Отлично, получился туннель» и т.д.

По этой схеме вы можете имитировать строительство башен, мостов, домов, машин, животных, и т.д.

Мы также используем мозаику Ministeck и рельсы Briobahn, чтобы имитировать различные модели, как показано на фотографиях.

имитация

Фото: © Все права принадлежат Anabel Cornago

Ниже мы показываем Эрику фотографии с образцами, которые он должен повторить по инструкции «Сделай так же». Тут много разнообразных вариантов. Это как игра, которая улучшает концентрацию и внимание, очень нравится детям и тем самым стимулирует их продолжать постройки.

Другие примеры:

имитация 

 

Дополнительная информация:

 

Имитация с предметами Imitación con Objetos

Имитация крупной моторики Imitación motora gruesa

Упражнения на праксию – артикуляционная гимнастика Ejercicios de praxias – Gimnasia con la boca

Продолжаем тренировать имитацию Continuamos con la imitación

Имитация по образцу Imitación de modelos

Мы учимся рисовать – мелкая моторика 1 Aprendemos a dibujar -Motricidad fina 1

Мы учимся рисовать – мелкая моторика 2 Aprendemos a dibujar – Motricidad fina 2

Имитация по образцу на фотографиях Imitación de modelos fotografiados

Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра – Часть I La imitación como base del aprendizaje en los Trastornos del Espectro del Autismo – Parte I

Источник: http://specialtranslations.ru

Переводчик: Татьяна Хомская

Редактор: Надежда Белоглазова

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.