Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
ребёнок сенсорная игра система коммуникации через обмен картинками обучение чтению контакт глазами воспитание функция поведения лицевая слепота Имитация с предметами первые признаки игра с аутичным ребёнком друг тьютор Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома утежеленное одеяло шизофрения синдром Аспергера откуда беруться дети с аутизмом фонд «Выход» ABA уроки доброты инклюзия аутизм стимминг диагноз братик книга мультфильм надевать обувь речевые шаблоны агрессивное поведение диагноз аутизм фильм о детях с аутизмом эмоции школа логопед Луна самостимуляция книги особому ребенку рассказ о непохожем брате Имитация сложных движений артикуляционная гимнастика издевательства в школе Picture Exchange Communication System обучение Успокаивющие методы аутичный ребёнок игра агрессия одаренность с дисгармоничным типом развития клуб тьюторов сенсорные ощущения Расслабление родители игры Конвенция о правах инвалидов социальная история ежедневное расписание дружба Сенсорная стимуляция имитация мультик поведенческий момент видеоуроки Юлиана Пьянкова нейротипики поведение гнев как научить ребёнка особенности поведения Сенсорные стратегии моббинг «исключительные дети» самоповреждение инклюзивный класс Имитация с использованием крупной моторики PECS высокофункциональный аутизм Визуальные подсказки выгорание от аутизма эмоциональный интеллект поведенческий импульс
К началу Материалы Поведение Что такое «лицевая слепота» при аутизме?

Что такое «лицевая слепота» при аутизме?

Лицевая слепота

С каждым из нас бывало, что мы никак не могли кого-то узнать. Мы помним, что знаем этого человека, но не можем понять, кто это, потому что встретили его в другом контексте: например, сейчас мы впервые видим его без формы или не в том месте, где мы обычно его встречали. Ситуация неловкая, но почти неизбежная в течение жизни.

Но что бы вы чувствовали, если бы это происходило с вами постоянно? Если бы вы могли пройти мимо собственных родителей, не узнавая их, потому что встретили их на улице, а не дома? В таком мире каждый день живут люди с так называемой лицевой слепотой (прозопагнозией). Ее тяжелые формы могут приводить к избеганию социальных ситуаций, проблемам в отношениях, тревожности и даже клинической депрессии.

Именно в таком мире живут некоторые люди с расстройствами аутистического спектра, что наглядно демонстрируют их рассказы о собственном опыте.

Гунилла Герланд, у которой диагностирован синдром Аспергера, в своей книге «Настоящий человек — жизнь вовне» описывает, что она не видела лиц у других детей. Она не одинока в своем опыте. Донна Уильямс рассказывает, как «совершенно незнакомые люди» улыбались и махали ей рукой, называя ее по имени. Другие аутичные люди говорят, что они видят лишь отдельные части других людей, например, лысину, бороду или серьги, что объясняет, почему некоторые дети так сосредоточены на таких деталях.

Ранее считалось, что лицевая слепота или прозопагнозия является крайне редким расстройством, однако теперь известно, что в той или иной степени она есть у одного человека из 50. Хотя она может быть следствием травмы мозга, у некоторых детей есть так называемая врожденная прозопагнозия.

Врожденная прозопагнозия часто бывает у нескольких членов одной семьи, и считается, что она особенно часто встречается у людей с расстройствами аутистического спектра. Предполагается, что это связано с недостаточным развитием некоторых участков мозга, отвечающих за зрительное восприятие. Вероятно, со временем новые исследования смогут определить более точные причины этого состояния.

Лицевая слепота в школе может стать источником очень большого стресса для ребенка. Он не сможет различать других учеников (даже тех, кто все время сидит рядом с ним), может путать одного человека с другим, а игровая площадка может его пугать. Ему также будет трудно правильно «читать» мимику и язык тела, а потому ему будет еще сложнее отличить друга от недруга. К сожалению, проблема еще больше осложняется из-за того, что другие дети могут воспринимать его как надменного или недружелюбного — им может казаться, что ребенок специально игнорирует их. Это же может сделать его мишенью для травли.

Неудивительно, что многие такие дети постепенно учатся ориентироваться не на лица, а на другие признаки, чтобы различать людей. Например, это может быть запах, одежда, движения или бросающаяся в глаза примета вроде родинки, татуировки, бороды и так далее.

Вот несколько полезных советов для помощи ребенку с лицевой слепотой:

— Объясните ребенку и тем, кто часто контактирует с ним, что такое лицевая слепота.

— Попросите педагогов ребенка представляться по имени, когда они обращаются к нему.

— Если это возможно, попросите план того, как сидят ученики класса, и список учеников с фотографиями.

— Если в школе нет формы, то это уменьшает возможные проблемы.

— Всегда представляйте людей по имени, даже если ребенок уже встречался с ними.

— Подсказывайте ему, как он может различать людей, используя те особенности, которые реже всего меняются, например, голос и акцент, телосложение, походка и осанка, определенный стиль в одежде, шляпы, пальто и обувь — их реже меняют.

— Если вы или кто-то из близкого окружения ребенка значительно изменил внешность, например, цвет волос или прическу, то по возможности предупредите его заранее.

— Если у вас нет никаких особых примет, то носите определенный значок, заколку или брошь, по которым вас легко можно узнать.

— Научите ребенка говорить «Извините, я вас не узнаю» в случае необходимости.

 Источник: http://outfund.ru/chto-takoe-licevaya-slepota-pri-autizme/#facebook

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.