Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
дружба клуб тьюторов надевать обувь Имитация с использованием крупной моторики аутизм игра PECS мультик Конвенция о правах инвалидов артикуляционная гимнастика логопед тьютор обучение чтению система коммуникации через обмен картинками синдром Аспергера ежедневное расписание стимминг агрессия видеоуроки выгорание от аутизма Успокаивющие методы откуда беруться дети с аутизмом обучение социальная история эмоциональный интеллект мультфильм родители инклюзивный класс самоповреждение Юлиана Пьянкова ребёнок агрессивное поведение речевые шаблоны поведенческий импульс как научить ребёнка рассказ о непохожем брате сенсорная игра моббинг Picture Exchange Communication System имитация фонд «Выход» фильм о детях с аутизмом диагноз особенности поведения воспитание Имитация сложных движений Сенсорные стратегии нейротипики братик уроки доброты Сенсорная стимуляция книга Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома шизофрения поведение игра с аутичным ребёнком книги особому ребенку эмоции самостимуляция друг Расслабление высокофункциональный аутизм «исключительные дети» Имитация с предметами инклюзия Визуальные подсказки первые признаки одаренность с дисгармоничным типом развития утежеленное одеяло гнев издевательства в школе школа лицевая слепота Луна ABA аутичный ребёнок сенсорные ощущения поведенческий момент контакт глазами диагноз аутизм функция поведения игры
К началу Материалы Поведение Самоповреждающее поведение: причины, следствия и что с этим делать

Самоповреждающее поведение: причины, следствия и что с этим делать

Оригинал: http://www.autism.org.uk/living-with-autism/understanding-behaviour/challenging-behaviour/self-injurious-behaviour.aspx

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Самоповреждающее поведение — одна из сложнейших проблем, с которой сталкиваются люди с расстройствами аутистического спектра и их близкие. Чаще всего подобное поведение, несущее прямую угрозу здоровью и благополучию человека,  бывает вызвано целым комплексом разнообразных причин. Обычные поведенческие стратегии в такой ситуации часто оказываются недостаточно эффективными и требуется вмешательство специалистов.

Что такое самоповреждающее поведение?

Самоповреждающее поведение ( иногда его называют  самоагрессией или аутоагрессией) — это любое действие, в результате которого человек наносит себе физический вред:
• бьется головой ( об пол, стены или другие твердые поверхности)
• кусает себе руки
• выдирает себе волосы
• надавливает на глазные яблоки
• наносит себе удары по голове или по лицу
• щипает или царапает себя
• сильно раскачивает головой

Люди с расстройствами аутистического спектра, учитывая  особенности их восприятия и интеллектуальные нарушения, чаще чем прочие проявляют самоповреждающее поведение (Howlin, 1998). Подобная проблема может возникнуть в любом возрасте. Если поведение уже возникало, то человек в любой момент может к нему вернуться в ситуации когда  испытывает стресс, физический дискомфорт, или переживает серьезные перемены.

Причины по которым может возникать самоповреждающее поведение очень разнообразны. Как правило это целый комплекс различных обстоятельств, так или иначе влияющих друг на друга. Удары головой, вызванные желанием получить дополнительную сенсорную стимуляцию, могут трансформироваться в способ избегания требований. Удары по уху, причиной которых стал острый отит,   затем могут быть использованы для того, чтобы добиться желаемого от окружающих. Ниже мы рассмотрим еще несколько причин, которые могут вызвать самоповреждающее поведение.

Зубная боль и другие проблемы медицинского характера

Когда вы сталкиваетесь с проявлением самоповреждающего поведения, первое и основное что следует сделать — исключить возможные проблемы со здоровьем и зубную боль. Людям с расстройствами аутистического спектра зачастую очень трудно дать понять что у них что-то болит. Специфические виды самоповреждающего поведения, такие как удары по голове или по ушам, могут быть их способом справиться с физическим дискомфортом, в отсутствие возможности обратиться за помощью.

Самоповреждающее поведение может быть вызвано следующими проблемами:
• Инфекционными заболеваниями ( например простудой, гриппом, ушными инфекциями, расстройством желудка)
• Физической болью ( зубной, ушной, менструальными болями)
• Судорожной активностью ( при разных формах эпилепсии)
• Общим ощущением дискомфорта ( при нарушениях пищеварения, кожных заболеваниях)
• Исследователи так же рассматривают возможную связь между самоповреждающим поведением и различными тикам и компульсиями. Считается что высокий уровень стресса увеличивает их частоту (Clements and Zarkowska, 2000).

Нейро-химические теории
Исследователи также предположили возможную связь между самоповреждающим поведением и ососбенностями нейрохимических систем мозга:

Эндогенной опиоидной системы
Исследования показывают, что у некоторых людей с расстройствами аутистического спектра в организме повышен уровень бета-эндорфинов, вследствие чего их болевой порог сильно завышен, что в свою очередь может быть связано с самоповреждающим поведением. Также предполагают, что  причиной самоповреждения может  быть процесс высвобождения в организме опиатов , вызывающих чувство, схожее с эйфорией, которое подкрепляет самоповреждающее поведение.

Серотонин
Исследователи предположили, что повышенный уровень сертонина в крови который наблюдается у некоторых людей с аутизмом, может вызывать различные проблемы в поведении, в том числе самоповреждение (Gillberg and Cole, 1992).

Допамин
Изучение синдрома Леша-Нихена (наследственного состояния, связанного в том числе с самоповреждающим поведением, таким как кусание губ и пальцев) показало наличие  у больных дисбаланса допаминергических систем мозга, что, как предположили исследователи, может играть роль в развитии самоповреждающего поведения.

Сенсорная стимуляция ( усиление или ослабление стимула)

По аналогии с опиоидными теоариями, о которых мы говорили выше, самоповреждающее поведение может быть  попыткой добиться сенсорной стимуляции ( в особенности если у человека высокий болевой порог вследствие повышенного уровня бета-эндорфинов) или наоборот справиться с сенсорной перегрузкой ( то есть, например, удары головой могут быть способом заблокировать неприятный или беспокоящий аудиторный стимул такой как лай собаки или жужжание газонокосилки).

Стадии развития
Некоторые виды самоповреждающего поведения могут быть остаточным проявлением двигательных стереотипий свойственных более раннему возрасту ( например взмахи руками которые могут остаться с раннего детского возраста).

Коммуникация и обученное поведение
Многие виды самоповредлающего поведения появляются у людей, когда у них  нет другого способа сообщить о своих нуждах, желаниях и чувствах. Человек который бъется головой об стену скорее получит  то , что он хочет, будь то внимание, желаемый объект или занятие, или снижение предъявленных требований.
Для другого человека махи головой могут быть способом сообщить о том, что он расстроен, кто-то еще может посчитать что кусание рук поможет  справиться с расстройством или возбуждением. Для  некоторых людей щипание кожи или надавливание на глазные яблоки могжет быть  реакцией на недостаточную сенсорную стимуляцию или скуку.

Анализируя реакцию окружающих, человек скорее всего быстро поймет, что самоповреждение — прекрасный способ контролировать окружающую обстановку.

Таким орбразом самоповреждающее поведение (например удары по голове), которое изначально было  реакцией на физическую боль или дискомфорт, постепенно становится способом избежать неприятной ситуации ( например, заставить других выключить телевизор).

Повторяющееся поведение

Люди с расстройствами аутистического спектра склонны к ритуалом и повторяющемуся поведению. Некоторые виды самоповреждающего поведения могут быть спровоцированы этой склонностью.

Ментальное здоровье
Некоторые виды самоповреждающего поведния могут сигнализировать о срытых ментальных проблемах, таких как депрессия или тревожное расстройство, особенно у людей с высоко функциональными видами аутизма или синдромом Аспергера.

Стратегии
Ниже вы найдете несколько основных идей, которые помогут предотвратить и правильно отреагировать на самоповреждающее поведение. Если самоповреждение принимает серьезный и пугающий характер, необходимо обратиться к специалисту.

Проактивные меры

Что можно сделать в повседневных условиях,  чтобы предотвратить самоповреждающее поведение.

Исключите проблемы с зубами и возможные заболевания

Обсудите возникшую проблему с вашим лечащим врачом и договоритесь о консультациях с другими специалистами (если это необходимо). Возьмите с собой записи о том, когда,  в какое время дня и в какой ситуации проявляется самоповреждающее поведение и как долго оно обычно продолжается. Записи помогут врачу разобраться, имеет ли место физический дискомфорт или боль. Вероятнее всего вам также стоит какое-то время перед визитом вести учет эпизодов самоповреждающего поведения. Эти записи также захватите с собой.

Определите функцию поведения

Постарайтесь понять, какую функцию выполняет самоповреждающее поведение. Поведение может возникать как способ получить сенсорную стимуляцию, справиться с сенсорной перегрузкой, или как реакция на физический дискомфорт. Часто самоповреждающее поведение бывает вызвано комплексом разных причин, чтобы разобраться в этом следует обратиться к специалисту.

Посчпоспопоповывваааа

Развивайте навыки коммуникации

Если человек не владеет речью, научите его альтернативным, более приемлемым способам сообщать о своих желаниях и нуждах, или об испытываемом дискомофрте. Вам очень помогут различные средства визуальной поддержки.

Структурируйте среду и соблюдайте режим дня

Чтобы ежедневные события были более предсказуемыми, а ваш подопечный меньше страдал от чувства тревоги, структурируйте окружающую среду и соблюдайте режим дня. Постарайтесь равномерно распределить занятия вашего подопечного, чтобы у него не было возможности заскучать и начать вредить себе.ё Для  Дл     врлалврао

Для тех моментов, когда вашему подопечному приходится особенно нелегко, подготовьте пошаговое расписание. Возможно для таких событий следует организовать дополнительную супервизию у специалиста и продумать другие способы поддержки.

Обогощайте сенсорную среду

Если причиной самоповреждения является поиск сенсорной стимуляции, попробуйте подобрать альтернативные занятия которые помогут вашему подопечному получить аналогичный сенсорный опыт. Прыжки на батуте или катание на карусели могут быть прекрасной альтернативой раскачиванию и ударам по голове, т.к. тоже воздействуют на вестибулярный аппарат. Для того, кто кусает руки и пальцы, можно подобрать целый мешок съедобных или просто безопасных объектов, которые можно жевать, например жвачку, морковку, сухие макароны, нугу.

Физкультура

Исследователи предполагают, что регулярные аэробные нагрузки не только улучшают физическое и эмоциональное состояние человека, но также могут снижать частоту самоповреждающего и агрессивного поведени (Rosenthal-Malek & Mitchell, 1997). Под аэробными нагрузками подразумевается бег, плавание, езда на велосипеде,  прыжки на батуте, танцы и аэробика, в идеале не меньше трех раз в неделю. Проанализируйте склонности вашего подопечного и попробуйте выбрать занятия, которые можно встроить в его недельное расписание. Иногда, прежде чем назначать, тренировки следует проконсультироваться с профессиональным инструктором или врачом.

Подкрепляйте желаемое поведение
Возьмите в привычку вознаграждать желаемое поведение и периоды, когда  ваш подопечный не  проявляет самоповреждаюшего поведения. Это поможет  ему понять, что  альтернативное поведение приводит к приятным последствиям, и, таким образом, поможет увеличить частоту появления этого поведения, и уменьшить самоповреждение. В качестве награды может выступать вербальная похвала и внимание, желаемые занятия, игрушки, жетоны, или небольшое количество любимого лакомства. Убедитесь, что вы точно обозначили, за что именно ребенок получает награду (“ты хорошо ждешь”), и убедитесь, что награда дается сразу же после поведения которое вы хотите подкрепить ( “теперь можно 10 минут поиграть на компьютере»). Следует отметить, что не всем людям с аутизмом нравится социальное внимание. В этих обстоятельствах вербальная похвала может вызвать беспокойство и снизить вероятность того что человек будет проявлять желаемое поведение в будущем.

Лекарства
Есть основания предполагать, что определенные лекарства в ряде случаев могут помочь снизить частоту проявления самоповреждающего поведения. Как и физическое удержание,  лекарства используют как крайнюю меру и ,естественно, строго под присмотром специалиста.

Реактивные стратегии

Что делать, когда поведение происходит

Если самоповреждающее поведение все таки происходит, очень важно правильно на него среагировать и вовремя выработать программу вмешательства. Даже если функцией поведения является привлечение внимания, игнорировать серьезные случаи самоповреждения недопустимо. Реакция зависит от формы поведения, с которой вы столкнулись, но  в каждой стратегии существует ряд общих черт. Важно помнить, что  независимо от выбранной линии поведения, вашему подопечному нужно предоставить возможность научиться сообщать о своих нуждах более приемлемым способом, а также самостоятельно регулировать уровень стресса и тревожности.

Старайтесь спокойно реагировать на случаи самоповреждения, по возможности не комментируйте и не проявляйте лишних эмоций в мимике, т.к. это может невольно подкрепить поведение. Старайтесь говорить спокойно и четко, ровным и  твердым голосом.

Снизьте требования, так вы избавитесь от «спускового крючка» для самоповреждающего поведения в ситуации, когда задание оказалось для вашего подопечного слишком трудным, или он не успевает справиться с ним в отведенное время. В такой ситуации правильно будет снизить планку, или вообще прекратить выполнение задания. Вы вернетесь к нему позже, когда вас подопечный успокоится.

Попробуйте привлечь внимание вашего подопечного, назвав его по имени, и дайте ему простую инструкцию, которая поможет ему отвлечься от самоповреждающего поведения. Пример: «Дэвид, положи руки на колени».

Уберите или снизьте  воздействие неприятного сенсорного стимула ( звука, запаха, света). Помогите справиться с физическим дискомфортом ( например, дайте обезболивающее).

Используйте визуальные средства поддержки, например, сопровождайте подачу инструкции пиктограммами. Сразу же перенаправьте внимание на другое задание, которое не дает возможности заниматься самоповреждением ( например, требует выполнения действий обеими руками) и обязательно похвалите и подркепите первое проявление желаемого повуедения( “Дэвид, как ты отлично играешь с паровозиком”).

Физическое удержание в очень облегченной форме может быть приемлемо, если самому человеку трудно прекратить нежелаемое поведение, например он не может перестать бить себя по голове. Но старайтесь   как можно  реже использовать силу. Сразу же попытайтесь перенаправить  вашего подопечного на другое занятие, и будьте готовы вновь ограничить его движения, если он  опять попытается нанести себе вред. Такое подход нужно применять очень острожно, т.к. таким образом можно невольно усилить поведение или перенаправить агрессию на окружающих

Установите преграду между человеком и объектом который вызывает вред. Например:
Между головой или рукой и твердой поверхностью можно подложить подушку, по которой человек сможет ударить. Можно подобрать специальные маты, покрытие для стен, или “безопасную мебель”
Чтобы не кусали себе руки — предложите другой объект для кусания.

Позовите на помощь
В экстренных случаях обратитесь в службу спасения

Физическое удержание

В некоторых случаях самоповреждение принимает настолько серьезную форму, что человек рискует нанести себе серьезные травмы. В этой ситуации допустимо использование таких средств удержания как ремни, шлемы и т.д.  Clements and Zarkowska (2001) предположили что использование средств физического удержания позволяют быстрее снизить нежелательное поведение, чем физическое удержание при помощи другого человека, и таким образом оно считается более приемлемым. Однако ремни и веревки до сих пор рекомендуется применять только в самом крайнем случае, и конечно за процедурой каждый раз должен наблюдать специалист, который поможет удостовериться что эти средства применяются осторожно, и никто в результате не пострадает.

Есд

Если оставить за скобками вопросы этики и безопасности, при неправильном применении, средства физического удержания могут существенно усилить проявление самоповреждающего поведения (Howlin, 1998). Также следует учесть, что физическое удержание по сути ничего не делает с причиной поведения, поэтому  применять его без параллельной работы над формированием альтернативного поведения и обучения новым навыкам, недопустимо.

Резюме

  • Проверьте, возможно самоповреждающее поведение вызвано зубной болью или другими проблемами со здоровьем.
  • Определите функцию поведения.
  • Помогите вашему подопечному научиться сообщать о своих нуждах более приемлемым способом.
  • Структурируйте ваши ежедневные занятия и соблюдайте режим,  а также убедитесь что в течение дня у вашего подопечного есть достаточно возможностей получить необходимую сенсорную стимуляцию.
  • Почаще поощряйте вашего подопечного за проявление желаемого поведения и в те моменты, когда он не занимается самоповреждением.
  • В случаях, когда самоповреждающее поведение все таки происходит, реагируйте спокойно и последовательно, прекращайте поведение ( мягко удерживайте, или поставьте преграду) и перенаправьте человека на другое занятие.
  • В экстренных случаях обратитесь в службу спасения.
  • Если самоповреждающее поведение с трудом поддается корректировке, ваш подопечный рискует серьезно себе навредить, и вы не знаете что делать — обязательно обратитесь к специалисту.

Что нужно учесть при обращении к специалисту

Обратитесь за помощью к вашему лечащему врачу и попросите организовать консультацию с участием специалиста, который разбирается не только в особенностях расстройств аутистического спектра, но и в работе с поведением ( клинического психолога, психиатра или поведенческого аналитика, если у вас есть такая возможность). Можно попросить вашего врача посвятить отдельную встречу обсуждению поведенческих проблем вашего подопечного. На эту встречу следует принести все записи, собранные при наблюдении за самоповреждающим поведением. Важно правильно донести до врача ваши опасения относительно самоповреждающего поведения у вашего подопечного, чтобы убедиться что вы идете в правильном направлении.

Источник: specialtranslations.ru

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.