Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома аутичный ребёнок рассказ о непохожем брате речевые шаблоны инклюзия родители братик инклюзивный класс система коммуникации через обмен картинками Имитация сложных движений уроки доброты моббинг особенности поведения книги особому ребенку откуда беруться дети с аутизмом друг аутизм как научить ребёнка Имитация с использованием крупной моторики мультфильм одаренность с дисгармоничным типом развития ребёнок поведенческий импульс PECS логопед выгорание от аутизма лицевая слепота самостимуляция шизофрения ежедневное расписание эмоциональный интеллект контакт глазами мультик ABA школа Конвенция о правах инвалидов первые признаки самоповреждение Успокаивющие методы стимминг игра обучение Расслабление поведенческий момент видеоуроки диагноз фонд «Выход» нейротипики «исключительные дети» клуб тьюторов высокофункциональный аутизм агрессия гнев Имитация с предметами фильм о детях с аутизмом сенсорная игра поведение Сенсорная стимуляция Сенсорные стратегии Picture Exchange Communication System социальная история книга имитация сенсорные ощущения диагноз аутизм эмоции воспитание Юлиана Пьянкова игры издевательства в школе обучение чтению надевать обувь утежеленное одеяло игра с аутичным ребёнком синдром Аспергера агрессивное поведение тьютор дружба Визуальные подсказки функция поведения артикуляционная гимнастика Луна
К началу Материалы Поведение Почему у детей с аутизмом могут быть трудности во время школьных перемен?

Почему у детей с аутизмом могут быть трудности во время школьных перемен?

Перевод: Елизавета Морозова
Источник: National Autistic Society

Свободное время в течение учебного дня может быть связано с разными трудностями для учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этой статье мы попытаемся объяснить, почему это так, и как учителя и другие ученики могут помочь ребенку с РАС. Эта информация также может оказаться полезной для родителей и членов семьи детей с аутизмом.

Дети и подростки с РАС испытывают трудности с коммуникацией, социальными отношениями, дружбой и играми с использованием воображения. Многие из них очень любят структуру и рутину, поскольку они помогают им справиться с непредсказуемостью окружающего мира. Именно по этой причине школьники с аутизмом могут предпочитать уроки, а не перемены – неструктурированные периоды.
break00

Школьные перемены могут быть трудным периодом для детей с аутизмом по целому ряду причин.

 

Длительные перемены и обеденный перерыв могут быть связаны с целым рядом проблем. Если вам трудно понять поведение других людей, непредсказуемость вызывает у вас очень сильный стресс, вы очень чувствительны к звукам, освещению или запахам, то что будет для вас хуже, чем столовая, полная детей, шума, запаха и непрерывных движений?

Свободное время в школе – это тот период, когда дети становятся друзьями и формируют социальные группы. Это проблема для ребенка с РАС, которому, скорее всего, не хватает социальных навыков, и который с трудом понимает шутки и идиомы. Такой ребенок может чувствовать смущение, так как он или она не понимает язык тела и «неписанные правила» других школьников.

Подобные трудности могут привести к изоляции и травле со стороны других учеников, а возможно даже к злости и агрессии. Большинство эпизодов травли происходит на переменах и в столовой, и учителя о них не знают. Родители также могут не знать о проблеме, поскольку дети с РАС часто не в состоянии рассказать о своих чувствах, даже дома.

«Джефф начинал очень волноваться во время обеда, когда ему предстояло идти в шумную, оглушительную столовую. Ему не нравилось, что на него смотрят во время еды. Даже дома он ел в своей комнате, когда приходили гости» (Cumine, 2010).

Что может помочь?

Информирование других школьников

Необходимо прививать школьникам понимание различных медицинских состояний, инвалидности и особых потребностей. Это увеличит их сочувствие и уменьшит предрассудки. Однако такое обучение нужно проводить очень осторожно.

Например, вы можете провести семинар о диабете или эпилепсии, а затем рассказать об аутизме, чтобы сообщить остальным школьникам то, что им важно понять. Таким образом, вы не будете заострять внимание на отдельном расстройстве, и не будете упоминать конкретных детей.

Школьная политика нулевой терпимости к травле

«Травля может оставаться неизвестной учителям, либо они могут неадекватно на нее реагировать. Изоляция и одиночество ведут к снижению успеваемости и даже психическим проблемам, если вовремя не обратить внимание на ситуацию и не предоставить поддержку» (Gething, 2001).

По поводу любого эпизода травли нужно проводить расследование, всех учеников необходимо поощрять сообщать учителям о любом запугивающем и оскорбляющем других поведении. Необходимо создать условия, когда ученики могут поговорить о любой травле, которую они пережили. Ученикам надо предоставить твердые гарантии, что если учитель узнает о травле, он предпримет решительные действия.
 break02

Эффективный метод поддержки детей с аутизмом в школе – «приятели» из числа других учеников. Фото: sptimes.com

 

Учтите, что некоторые дети с аутизмом могут не понимать, когда их травят. По этой причине очень важно наблюдать за тем, что происходит в классе. Тьюторы учеников часто замечают травлю и слышат оскорбительные комментарии других школьников. Они должны документировать каждый такой эпизод и сообщать о нем всем сотрудникам школы, которые имеют дело с пострадавшим учеником.

Можно вмешаться в травлю, по-другому рассадив учеников или поговорив во время урока или школьного собрания о вербальном насилии. Некоторые детские организации располагают информацией, ресурсами и проводят семинары на тему травли.

Наблюдение со стороны взрослых

«Перерыв на обед – это самый социальный и наименее структурированный период в школе. Для большинства детей это означает, что они могут расслабиться и отдохнуть от требований дня. Однако отсутствие структуры и социальная природа школьных перемен делает их основным источником социальных конфликтов и возможных поведенческих проблем» (Baker, 2003).

Хорошее наблюдение во время неструктурированного периода жизненно необходимо. Кроме того, это возможность отслеживать поведение, что очень важно в отношении школьников с РАС, которые могут быть неспособны рассказать о своих чувствах. Наблюдайте за детьми во время перемен и делитесь результатами своих наблюдений с другими сотрудниками, если нужно предпринять какие-либо меры.

Место отдыха

«Очень важно признать, что уединение – это часто физическая необходимость для детей с синдромом Аспергера» (Sainsbury, 2000).

Место отдыха – это безопасное и комфортное место, куда может пойти школьник, чтобы отдохнуть в полном одиночестве. Это может быть аудитория или любая комната в школе, о которой известно всем сотрудникам и ученикам.

Местом отдыха для учеников с РАС можно сделать кабинет по коррекционной педагогике или любое другое место по выбору самого школьника, например, это может быть компьютерный класс или библиотека.

Тем не менее, следите за тем, как к месту отдыха относятся другие ученики. Помните, что нахождение в месте отдыха может стать поводом для выделения отдельного ученика и дискриминации. Если вы узнали, что в вашей школе это именно так, проинформируйте всю школу о том, что место отдыха может выполнять разные функции. Например, ученик может делать в этой комнате уроки, или несколько детей могут собраться там, чтобы спокойно обсудить свой школьный проект.
 break03

Многим детям с аутизмом необходимо проводить перемены в комфортном и уединенном месте. Фото: mscottbrauer.com

 

Кроме того, подумайте о том, можно ли воспользоваться вашим местом отдыха до и после школьных уроков. Трудно заранее сказать, что окажется наиболее оптимальным для конкретного ученика. Все очень разные, и детям не менее важно общаться с другими детьми. Постарайтесь получше узнать ученика, наблюдайте за ним внимательно, убедитесь, что другие сотрудники эффективно общаются с ним. Это поможет вам решить, будет ли регулярное уединение в месте отдыха полезным для ученика.

Возможность с кем-то поговорить

Для учеников с РАС огромной поддержкой может оказаться простая возможность с кем-то поговорить. Это может быть «приятель по столовой» – ровесник, который обедает вместе с учеником с РАС, регулярно или только время от времени. Система «приятелей» также может быть эффективна во время перемен или школьных экскурсий.

Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность поговорить со взрослым в случае необходимости. Тем не менее, ученикам нельзя впадать в зависимость от одного человека – в этом случае отсутствие этого человека может вызвать очень сильный стресс.

Кружки по интересам

Школьные кружки по интересам – это очень хорошая идея, особенно если у школьника с РАС есть какой-то выраженный интерес. Убедитесь, что ученик активно участвует в кружке и не остается одиноким или изолированным.

Особенно полезными могут оказаться музыкальные и театральные кружки. Участие в театральном кружке помогает таким ученикам лучше понимать язык тела и выражения лиц. Если ученик не хочет играть на сцене, то есть и другие возможности для участия – костюмы, грим, освещение или декорации.

«Возможность наблюдать, как люди используют свои тела, лица и голоса, чтобы выражать эмоции, настолько важна для наших детей, что ее никак нельзя упускать» (Holliday Willey, 2003).
break04

Участие в музыкальном или театральном кружке помогает детям с аутизмом развить социальные навыки. Фото: specialedpost.com

 

Однако учтите, что некоторые занятия, например, рисование, могут помогать ученикам снять стресс вне школы. Если вы начнете поощрять ученика заниматься этим в свободное время в школе, то это может выглядеть для него как вторжение в личное пространство.

Будьте осторожны с некоторыми внешкольными занятиями, например, с очисткой школьной территории, которая может восприниматься как наказание. Ученикам с РАС нужны структурированные занятия, но важно понимать разницу между структурой и управлением сверху.

«Структура, которая нужна детям с синдромом Аспергера… означает порядок, а не контроль» (Sainsbury, 2000).

Уроки развития социальных навыков и самооценки

«Поскольку социальные навыки – это важный ингредиент для жизненного успеха, мы должны гарантировать, что у детей с РАС есть возможность овладевать этими навыками или учить социальные правила отдельно. Так они смогут компенсировать то, что не приходит к ним само собой, но что необходимо для успешной жизни» (Baker, 2003).

Уроки по развитию социальных навыков и самооценки могут повысить уверенность учеников в себе. Такие уроки не должны быть продолжительными – вполне достаточно одного часа в неделю в течение шести или восьми недель. Однако эти уроки могут очень сильно улучшить понимание социальных ситуаций, интерпретацию социальных сигналов и позволят детям попрактиковаться в умении поддерживать диалог и слушать других. Некоторые организации располагают материалами и руководствами по обучению социальным навыкам.

Программа уроков должна быть индивидуальной, в зависимости от тех детей, которые их посещают, и их потребностей. Однако вот несколько вариантов занятий, которые вы можете попробовать.

Собирайте фотографии из газет и журналов, на которых люди демонстрируют различные эмоции: злость, страх, удивление, радость. Обсудите с детьми эти фотографии и то, какие эмоции на них изображены, и с чем они бывают связаны. Это простое и недорогое занятие.

Потренируйтесь в навыках ведения разговора. Для успешного разговора, как правило, нужно сразу несколько базовых навыков, и вы можете помочь детям потренироваться в них. К таким навыкам относятся:

– поддержание разговора;

– как начать разговор;

– как перевести разговор на другую тему;

– как говорить кратко;

– как избегать слишком чувствительных тем;

– как показать, что ты понимаешь чувства другого человека (Baker, 2003).

Поговорите о том, как контролировать свою злость, что «провоцирует» злость и как с ней можно справиться. Пусть дети предлагают возможные решения, так как это развивает самосознание учеников. Хотя возможность поговорить о контроле над злостью может быть очень важна, не забывайте, что некоторым ученикам может потребоваться психологическое консультирование по этому поводу.

Лучше всего ограничить группы по социальным навыкам небольшим числом учеников, не обязательно, чтобы это были только дети с РАС. Включайте в такую группу застенчивых детей, тех, кому трудно заводить друзей, или тех, кто слишком неуверен в себе. Следите за тем, чтобы у всех учеников были схожие потребности: это создаст поддерживающую учебную обстановку.

Каждый такой урок позволит вам лучше понять потребности учеников, и, возможно, в процессе окажется, что какая-то тема требует более подробного рассмотрения, чем вам казалось. Для обучения социальным навыкам можно составить индивидуальный учебный план (ИУП) для наблюдения и оценки прогресса ученика.

Социальные истории и система карточек

Если ребенок испытывает тревожность в отношении определенных ситуаций, например, не знает, что делать во время перемены, то есть два потенциальных решения.

Во-первых, можно написать социальную историю. Это краткое описание определенной ситуации, иногда с картинками, с конкретной информацией о том, что и почему можно ожидать.

Во-вторых, можно использовать систему карточек с подсказками. На каждой карточке или в дневнике ученика можно написать несколько основных пунктов, чтобы ученик мог следовать точной процедуре, например, знал, что нужно делать, если он расстроен или беспокоится.

Заключение

Все ученики с РАС могут иметь проблемы в неструктурированные периоды времени, однако сочувствие и понимание со стороны школьников, учителей и других сотрудников помогут преодолеть эти трудности.

Очень важно помнить, что все ученики с РАС разные, и то, что работает для одного ребенка, может не так хорошо работать для других. Лучше быть гибкими и готовыми пересмотреть свой подход в случае необходимости.

Мы надеемся, что некоторые из этих предложений и идей помогут вам лучше поддерживать учеников с РАС в вашей школе.

Источники

Baker, J. E. (2003). Social skills training for children and adolescents with Asperger syndrome and social communication problems. Shawnee Mission, Kansas: Autism Asperger Publishing Company Cumine, V., Dunton, J., and Stevenson, G. (2010).

Asperger syndrome: a practical guide for teachers. 2nd edition. London: Routledge Gething, S. (2001). Educational issues in Asperger syndrome. In Yule, W. (ed.) (2003). Interventions for individuals with Asperger’s syndrome. London: Association for Psychology and Psychiatry

Holliday Willey, L. (2003). Asperger syndrome in adolescence: living with the ups, the downs and the things in between. London: Jessica Kingsley Publishers

Sainsbury, C. (2000). Martian in the playground: understanding the schoolchild with Asperger’s syndrome. Bristol: Lucky Duck Publishing. Available from: www.autism.org.uk/amazonshop

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.