Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
откуда беруться дети с аутизмом поведение Сенсорные стратегии речевые шаблоны воспитание гнев обучение игры надевать обувь видеоуроки аутичный ребёнок аутизм Визуальные подсказки игра с аутичным ребёнком Расслабление сенсорная игра обучение чтению Сенсорная стимуляция ежедневное расписание эмоции поведенческий момент PECS самостимуляция социальная история функция поведения контакт глазами поведенческий импульс Конвенция о правах инвалидов имитация выгорание от аутизма книги особому ребенку стимминг система коммуникации через обмен картинками утежеленное одеяло как научить ребёнка артикуляционная гимнастика клуб тьюторов фонд «Выход» уроки доброты особенности поведения книга самоповреждение Имитация с использованием крупной моторики эмоциональный интеллект друг синдром Аспергера издевательства в школе ABA дружба мультик высокофункциональный аутизм Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома агрессивное поведение одаренность с дисгармоничным типом развития диагноз диагноз аутизм сенсорные ощущения лицевая слепота школа нейротипики ребёнок Успокаивющие методы родители игра шизофрения первые признаки Луна «исключительные дети» инклюзия логопед Юлиана Пьянкова Имитация сложных движений Имитация с предметами агрессия фильм о детях с аутизмом Picture Exchange Communication System инклюзивный класс мультфильм тьютор братик моббинг рассказ о непохожем брате
К началу Инклюзивное образование Мировой опыт Инклюзия: учитель и ученик с особенностями развития – на пути к преодолению трудностей

Инклюзия: учитель и ученик с особенностями развития – на пути к преодолению трудностей

За свою профессиональную жизнь мне довелось работать в различных школах и в разное время и учителем-предметником, и психологом, и тьютором. В настоящее время я работаю психологом Центра «Наш Солнечный Мир», а также методистом Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Тверской» в г. Москве. По роду службы мне приходится посещать школы, в которые уже пришли учиться дети с особенностями развития. В некоторых школах инклюзия идет успешно, но таких, к сожалению, еще очень немного. В других школах приход детей с особенностями развития выявил много проблем в педагогическом и учебном процессе. Одной из основных проблем, по моим наблюдениям, явилась неготовность, как методическая, так и психологическая, учителей к обучению детей с особенностями развития в условиях массовой школы. И это НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ ИХ ВИНА, А БЕДА. Дети с особенностями развития в школы уже приходят, а как сделать учебный процесс успешным для всех учащихся, ясно далеко не всем

Как психологу и как учителю (в прошлом) мне было важно понять, что необходимо сделать, чтобы идея интеграции детей с особенностями развития была все же успешной. Поэтому мне показалось важным отозваться на просьбу моей коллеги описать наблюдаемые мною проблемы в общеобразовательных школах, которые начали принимать детей с особенностями развития. Ведь понимание проблемы является уже частью ее решения.

Итак, вот что мне удалось выявить в общении с учителями, обучающими в своем классе детей с особенностями развитиями.

Учитель не понимает, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все. Учитель испытывает чувство растерянности, пытается действовать в отношении ученика директивно, это не приносит успеха. Учитель не хочет обучать такого ученика, жалуясь на его поведение и неуспеваемость завучу, родителям ребенка, другим учителям.

Это видят другие дети и начинают испытывать антипатию к ребенку с особенностями развития, избегая контактов или проявляя агрессию по отношению к нему.

Учитель не понимает специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка. И вместо ярлыка «инвалид» присваивает ему другие ярлыки, с меньшей негативной окраской, например, «королева» (о ребенке, который демонстрирует в своем поведении инфантильность и потребность в большем внимании).

Восприятие образа ребенка как «больного», восприятие ребенка как непредсказуемого в своем поведении. Неверие в его развитие и в то, что его образовательные ресурсы увеличиваются, поведение улучшится; страх того, что ребенок в любую секунду может сделать что-то нехорошее, недоверие к ребенку.

Решением этих проблем может стать внимательное изучение сопроводительных документов ребенка, особенно психологической характеристики, а также консультация с психологом, дефектологом и родителями относительно особенностей ребенка.

Некоторые адекватные, но чрезмерно проявленные интересы и привязанности к какой-либо идее ученика с особенностями развития учитель склонен рассматривать как патологические. Учитель пытается запретить ребенку играть с игрушками либо теряется в разговоре с ребенком об этом интересе.

Имеет смысл использовать увлечение ребенка с особенностями развития как ресурс для повышения мотивации к учебе, вплетая интерес к игрушке или идее в общий контекст учебного материала и учебной и социальной деятельности.

Учитель не знает, как оценивать ребенка, который не усваивает школьную программу. В результате этого учитель испытывает неуверенность в своем профессионализме, а также страх, что он не справляется со своими обязанностями.

Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс. От ребенка подсознательно ожидают, что он «выздоровеет», исправится.

Дети с особенностями развития усваивают учебную программу (как правило) в меньшем объеме и медленнее. Но усваивают! Об этом важно помнить. Адаптация программы, выделение в ней самого главного также могут помочь и ребенку, и учителю.

Один из путей успешного развития инклюзии – это введение в учебный процесс тьютора для ученика с особенностями развития. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы. Но:

Не все учителя готовы к появлению на своих уроках другого специалиста. Учитель испытывает повышенную эмоциональную напряженность.

Учитель пока не очень точно представляет, в чем суть работы тьютора. Многие учителя считают, что тьютор должен возить коляску (если ребенок перемещается в коляске) или везде водить ребенка за руку. Учителя не используют профессиональную подготовку тьютора как образовательный ресурс для ребенка с особенностями развития. В других случаях учитель обращается к тьютору, предполагая, что тьютор объяснит подопечному, что необходимо сделать на уроке. При этом учитель не контактирует с учеником непосредственно, лишая его своего внимания.

В идеале учитель разделяет ответственность с тьютором за качество образовательного процесса, чувствует себя более уверенно, тьютор облегчает методическую нагрузку учителя.

Учителя находят общий язык с детьми с особенностями развития, но при этом, сами являясь родителями детей, не хотят, чтобы их дети учились с такими детьми.

Решением этой проблемы могут стать беседы психолога школы с учителями – работа с ценностями и общей гуманизацией и толерантностью.

Как показали наблюдения, дети инклюзивного класса изначально стараются контактировать с ребенком с особенностями развития, задают вопросы взрослым и при правильном отношении к ребенку со стороны взрослого стремятся помогать ребенку, вовлекать в свои игры. 

Инна Карпенкова
к.с.н., психолог, АНО «Наш Солнечный Мир»,
член Тьюторской Ассоциации

 

Литература:

  1. И.В.Карпенкова. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы/под ред. М.Л.Семенович. – М.: ЦППРиК «Тверской», 2010.
  2. Бэтти Лу Ливер. Обучение всего класса/ Пер. с англ. О.е.Биченковой. – М.: Новая школа, 1995.
  3. Р. Дименштейн, Е. Заблоцкис, П. Кантор, И. Ларикова. Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее: Руководство для родителей, социальных адвокатов, работников системы образования и сферы реабилитации. Под ред. И. Лариковой М.: Теревинф, 2010.

Источник: http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/practice/vw-2165/

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.