Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
ребёнок дружба игра Луна надевать обувь выгорание от аутизма тьютор аутизм как научить ребёнка Имитация с предметами клуб тьюторов фильм о детях с аутизмом ABA Picture Exchange Communication System уроки доброты Юлиана Пьянкова нейротипики агрессия логопед друг эмоциональный интеллект обучение стимминг артикуляционная гимнастика сенсорная игра издевательства в школе самостимуляция высокофункциональный аутизм «исключительные дети» особенности поведения Имитация сложных движений поведение имитация социальная история первые признаки функция поведения школа Сенсорные стратегии синдром Аспергера Успокаивющие методы гнев аутичный ребёнок диагноз аутизм одаренность с дисгармоничным типом развития шизофрения агрессивное поведение PECS Визуальные подсказки инклюзия утежеленное одеяло эмоции книга игра с аутичным ребёнком моббинг обучение чтению поведенческий момент Расслабление мультик Конвенция о правах инвалидов Сенсорная стимуляция самоповреждение диагноз книги особому ребенку воспитание лицевая слепота игры братик система коммуникации через обмен картинками Имитация с использованием крупной моторики сенсорные ощущения мультфильм родители фонд «Выход» контакт глазами поведенческий импульс рассказ о непохожем брате Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома ежедневное расписание видеоуроки инклюзивный класс откуда беруться дети с аутизмом речевые шаблоны
К началу Инклюзивное образование Мировой опыт Инклюзия детей с РАС: организация опыта обучения

Инклюзия детей с РАС: организация опыта обучения

Стиль преподавания
Опыт инклюзии
При работе с детьми с РАС стиль преподавания имеет важнейшее значение для обеспечения эффективности обучающего процесса. К ключевым моментам, на которые необходимо обратить внимание, можно отнести следующие:

•   Даже у аутичных детей с хорошими вербальными навыками могут возникать трудности с беглой обработкой речи преподавателя. Большое значение имеет визуальная поддержка и возможности для эмпирического (основанного на опыте) обучения.
•    Яркий, живой, мотивирующий стиль преподавания, насыщенный аналогиями и изменениями интонации, может смутить аутичного ребенка или ввести его в заблуждение, в результате чего он может не воспринять ключевую информацию. Спокойная, последовательная манера преподавания в сочетании с социальным обучением может оказаться очень полезной.
•    Следует избегать небуквальной, образной речи, которая может смутить аутичного ребенка.
•    Рекомендуется использовать ясные, четкие правила, например, в отношении того, когда нельзя разговаривать, которые должны сопровождаться визуальной поддержкой.
•    Для ребенка с аутизмом принятие решений может оказаться довольно сложной задачей. Как правило, такие дети склонны придерживаться тех видов деятельности, которые являются для них наиболее предпочтительными или знакомыми. Начинайте с четко определенных вариантов выбора: (а) или (b), и когда ребенок научится справляться с этой задачей, добавляйте третий вариант и т.д., до тех пор пока он не научится осуществлять свободный выбор.

Проблемы внимания

•    Концентрация внимания в классе может затрудняться множеством отвлекающих стимулов, присутствующих в окружающей среде. Детям с РАС зачастую бывает сложно «отфильтровать» отвлекающие стимулы, особенно такие, к которым у них наблюдается особая чувствительность.
•    Преподавателям может быть трудно привлечь внимание аутичного ребенка к материалу урока, поскольку аутичные дети, как правило, имеют стойкие интересы и предпочтения в отношении предпочитаемых ими видов деятельности.

Дети с РАС с большей вероятностью будут работать над заданием, если:

- задания строятся на базе их интересов, к примеру, математические задачи на скорость и расстояние могут быть связаны с поездами (когда поезда являются областью особых интересов для ребенка);
- задания организуются в знакомом, предпочитаемом контексте и имеют четкую взаимосвязь между хорошо известным материалом и менее знакомым.
- выполнение заданий связано с чем-то, что имеет для ребенка поощряющие характеристики, но в то же время согласуется с ограничениями, накладываемыми обстановкой школьного класса. Это может быть что-то, чем остальные ученики вряд ли заинтересуются: складывание учебников, изучение расписания поездов и т.п. Не забывайте предоставлять ребенку визуальное напоминание того, за что он работает (карточка с ключевым словом или картинка).
- задания предоставляются таким образом, чтобы ребенок получил четкое представление о том, сколько ему потребуется работать. Для этой цели можно использовать рабочие листы. К примеру, если класс работает по книге, и учащихся просят ответить лишь на некоторые вопросы (например, 1, 4, 5, 6), но на странице в книге присутствуют и другие вопросы, аутичный ребенок может почувствовать тревогу из-за пропущенных вопросов и потерять концентрацию над выполнением задания. Чтобы избежать такой ситуации, можно подготовить рабочие листы с перечнем тех вопросов, на которые детям необходимо дать ответы, чтобы устранить любые отвлекающие стимулы.
- должно присутствовать четкое понятие слова «завершение». Некоторые дети с РАС с трудом отрываются от заданий, которые они уже начали выполнять. Это может привести к трудностям с переходами к новым видам деятельности или своевременным окончанием урока. Опыт показывает, что предоставление ребенку задания с четким ограничением по времени, в течение которого он в состоянии его выполнить, помогает избежать нежелательного поведения.

Мотивация

•    Аутичного ребенка бывает сложно замотивировать, используя обычные социальные поощрения, и иногда применение более «реальных» поощрений, таких как время на занятие любимым видом деятельности, может оказаться более эффективным.
•    Многие дети с РАС не видят смысла в занятии той деятельностью, которая их не интересует, и, как следствие, они отказываются от участия в ней. Это может касаться даже показа результатов решенной задачи или редактирования письменной работы.
•    Для аутичных детей автоматизированное обучение с использованием компьютеров является, как правило, менее стрессовым, чем классическое опосредованное людьми обучение, и потому при такой форме преподавания они часто обучаются более эффективно и охотно.
•    Дети с аутизмом могут настороженно относиться к новым заданиям и предпочитают выполнять уже известную и хорошо знакомую им работу. Важно, чтобы преподаватель умел соотносить незнакомый материал со знакомым, и делал связь между ним более четкой и явной.
•    При необходимости принять решение аутичный ребенок зачастую склонен выбирать «безопасный», знакомый и предсказуемый вариант.
•    Желательно строить учебный процесс таким образом, чтобы учитывать индивидуальные и особые интересы аутичного ребенка.

Работа в группах

Как упоминалось ранее, для детей с РАС обучение, опосредованное другими людьми, может представлять собой серьезное затруднение. Это связано с тем, что аутичные дети, как правило, испытывают сложности с такими навыками, как:

•    Выслушивание других людей
•    Рассмотрение идей других людей
•    Четкое выражение собственных идей
•    Ведение переговоров с целью решения проблемы
•    Выяснение различий во мнениях
•    А также с рядом прагматических навыков, таких как:
- соблюдение очередности;
- соблюдение сроков проведения мероприятий;
- соблюдение соответствующего стиля поведения;
- чувство дистанции (как близко к другим людям можно стоять или сидеть).

•    Обмен идеями и совместное использование рабочих материалов
•    Принятие конструктивной критики и терпимое отношение к выбору идеи или решения, которые были предложены другими людьми.

Иногда возникает необходимость в выборе определенной цели для аутичного ребенка между социальным опытом и опытом обучения.

Если задачей является получение опыта и результатов в обучении, подобная цель лучше всего достигается в негрупповом рабочем контексте. Достижение социальных целей может быть организовано в групповом рабочем контексте.

Для построения успешного сотрудничества необходимы:

- специфический, индивидуализированный подход к обучению;
- практика согласно подготовленному сценарию;
- обобщение до условий облегченных групповых сессий.

Распределение ролей в групповой среде может дать аутичному ребенку возможность внести ценный вклад в работу группы. Например, речь может идти о тщательном измерении данных, четком чтении вслух вопросов или отчетов о деятельности, точной настройке оборудования. Те же принципы могут распространяться и на социальную среду.

Обобщение навыков

При аутизме ограниченная способность к обобщению связана с нарушениями механизма центрального связывания. По этой причине для аутичного ребенка построение связей может оказаться трудной задачей, если:

•    Информация предоставляется на другом уроке/предмете
•    Информация предоставляется в другом кабинете
•    Информация предоставляется другим человеком
•    Информация была предоставлена ранее, но в другом контексте
•    Были внесены небольшие (незначительные для других учащихся) изменения в задание
•    В прошлом использовались другие формы слов


Между «знакомым» и «незнакомым» материалом всегда должна устанавливаться очень четкая связь. Полезным будет:

- практиковать изучаемый материал во всех ситуациях и контекстах, поскольку аутичному ребенку будет довольно сложно обобщить познания в математике до познаний в языке; работу в одном кабинете до работы в другом; занятия с одним учителем до занятий с другим; и т.п.
- четко говорить то, ЧТО необходимо сделать: «Женя, сядь на стул», а не «Не ходи туда / Не делай этого».
- помнить о том, что «показать», как правило, оказывается более эффективной тактикой, чем «сказать».

Дети с РАС, как правило, могут иметь лишь ограниченное понимание временных рамок для выполнения какой-либо деятельности. Они могут работать в своем собственном, неторопливом темпе, не успевая закончить работу над заданием, или же завершают задание очень быстро с большим количеством ошибок. В результате, зачастую аутичные дети демонстрируют худшую успеваемость, чем могли бы демонстрировать, и выглядят менее способными, чем их сверстники, только потому, что у них есть сложности с пониманием временных ограничений.

Воображение / социальное понимание

Трудности в этой сфере традиционно связывают с триадой нарушений, свойственных расстройствам аутистического спектра. Ребенок может иметь проблемы с:

•    Построением последовательностей, прогнозированием и пониманием причинно-следственных связей, чему нормотипичные дети, как правило, обучаются в раннем возрасте в ходе игры.
•    Решением проблем и стремлением к изучению устройства окружающей среды, поскольку аутичные дети младшего возраста, как правило, делают это спонтанно исключительно в контексте своих специфических интересов.
•    Выделение характерных черт и основых мыслей.


источник: http://www.autism-inclusion.com/2015/01/organization-of-learning-experience.html
Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.