Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
функция поведения как научить ребёнка моббинг имитация Имитация сложных движений Имитация с предметами Успокаивющие методы Picture Exchange Communication System надевать обувь Луна первые признаки издевательства в школе речевые шаблоны агрессия игра стимминг артикуляционная гимнастика дружба поведенческий импульс особенности поведения социальная история родители система коммуникации через обмен картинками обучение чтению рассказ о непохожем брате эмоциональный интеллект мультик обучение агрессивное поведение инклюзивный класс Юлиана Пьянкова Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома аутизм сенсорные ощущения книги особому ребенку Сенсорная стимуляция братик лицевая слепота тьютор высокофункциональный аутизм выгорание от аутизма ребёнок Конвенция о правах инвалидов ежедневное расписание школа PECS книга инклюзия сенсорная игра контакт глазами Сенсорные стратегии логопед эмоции поведение аутичный ребёнок самостимуляция видеоуроки игры шизофрения поведенческий момент диагноз откуда беруться дети с аутизмом самоповреждение нейротипики помощь ребёнку с аутизмом фонд «Выход» гнев утежеленное одеяло Расслабление фильм о детях с аутизмом одаренность с дисгармоничным типом развития Визуальные подсказки клуб тьюторов мультфильм ABA уроки доброты синдром Аспергера друг игра с аутичным ребёнком диагноз аутизм Имитация с использованием крупной моторики воспитание «исключительные дети»
К началу Аутизм: просто понять Влад Максим Маликов: «Влад очень добрый, он умеет чувствовать чужую боль»

Максим Маликов: «Влад очень добрый, он умеет чувствовать чужую боль»

Максим и Влад

Максим Маликов: «Влад очень добрый, он умеет чувствовать чужую боль»

Без пяти минут специалист по социальной работе, пятикурсник БГУ Максим тоже попал в школу случайно. Когда проходил преддипломную практику в Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, знакомая рассказала о семье, которая ищет тьютора для четвероклассника с аутизмом.

– Я заинтересовался, ведь это работа по моей специальности. Мне очень понравилась семья Влада. Несколько пробных дней – и понял, что смогу, справлюсь.

Об аутизме Максим знал из учебника по психологии: представлялось, такие люди замкнуты исключительно на своем внутреннем мире. Сейчас это представление изменилось:

– За три месяца я понял, что не все так просто и однозначно – люди с аутизмом очень разные, и у аутизма много аспектов.

***

– Не знаю, почему, но Влад сразу воспринял меня хорошо, – рассказывает Максим. – Когда я пришел к нему домой, он поздоровался – «дал пять», поскольку Влад невербальный ребенок – и пошел на контакт. Такая открытость сразу пошла вразрез с моим представлением о детях с аутизмом.

Сейчас я многое могу рассказать о воспитаннике. Влад, как все дети, очень активный, подвижный, своенравный. Он эмоциональный, у него может часто меняться настроение. И очень добрый: никогда не причиняет вреда другим детям, чувствует чужую боль. Он сложный – главным образом потому, что иначе общается.

Моим учителем на первых порах стала мама мальчика, Елена – она показала, как общаться с Владом при помощи карточек PECS. Потому что если человек не разговаривает, это еще не значит, что он не хочет общаться, или ему нечего вам сказать.

***

Влад приходит в школу, как все. В отличие от обычных детей, ему важно знать распорядок дня и в точности придерживаться его. Поэтому, едва Влад поздоровается и правильно повесит верхнюю одежду, мы составляем расписание на учебный день. При помощи карточек выкладываем последовательность школьных событий: уроки, перерывы, поход в столовую, наши игры, отъезд домой.

Как все дети, Влад особенно любит школу после окончания уроков. Ведь нам предстоит долгий путь домой, а ему очень нравится ездить на общественном транспорте. Это тоже расшатывает стереотип, что аутисты непременно замкнутые и нелюдимые, им особенно тяжело в толпе. Владу нравится быть среди людей, ему хорошо и комфортно даже в толчее метро в час пик – он улыбается, явно наслаждается движением. Трамвай – еще одна маленькая радость, ведь можно не только рассматривать попутчиков, но и смотреть в окошко.

***

Максим признается, что поначалу немного волновался, поэтому постарался все возможные ситуации заранее оговорить с мамой мальчика. Расспросив ее как можно подробнее, сформировал представление о поведении ребенка.

Правда, в первый же день, когда тьютору предстояло самостоятельно отвезти ребенка из школы домой, в это представление пришлось внести коррективы. Оказалось, поначалу доверие Влада было ограничено территорией школы: стоило выйти за ее пределы, как мальчик бурно запротестовал.

– Мы начали выходить за пределы школы втроем, с мамой, и Влад учился доверять мне. Довольно быстро он принял, что я тоже близкий человек.

Сейчас, если у Влада и случаются эмоциональные реакции, то только по причине «разрыва шаблона», вынужденного отклонения от привычного ребенку, оговоренного с ним распорядка дня. В такие моменты я понимаю чувства родителей «не такого» ребенка, когда прохожие обращают внимание на его поведение, вмешиваются, делают замечания, допытываются, что случилось.

Я спокойный человек, не нервный, просто пережидаю эмоциональную вспышку. А интересующимся прохожим объясняю: у ребенка аутизм, разорвался шаблон. С некоторым удивлением отмечаю, что такого объяснения достаточно: многие уже знают, что такое аутизм.

Мой уровень знаний тоже теперь иной. Начав работать с Владом, я нашел нужную литературу. Очень полезной оказалась книга Франчески Аппе «Введение в психологическую теорию аутизма». Учился на семинаре, анализировал собственный опыт.

***

У нас маленькое достижение – я научил мальчика жестом давать понять, когда ему пора отдохнуть.

Почему-то до сих пор ему не привили такой жест, а это важно. Очень сложно обучать ребенка с аутизмом, если он не хочет учиться или устал. Это просто трата времени и нервов – своих и ребенка. Я применил один из методов поведенческой психологии – подкрепление. Когда видел, что Влад устал и не хочет заниматься, объяснял ему: «Влад, я хочу тебя понять – покажи вот так, что ты устал». А когда он повторял нужный жест, подкреплял навык разрешением попрыгать на фитболе или кусочком шоколада.

Я помог Владу адаптироваться к условиям обучения в новой школе. В школе № 18 для детей с тяжелыми нарушениями речи все особенные, поэтому нет отторжения, насмешек. Но изначально дети обращали внимание на то, что Влад не говорит. Сейчас многие дети хотят общаться с Владом, он привлекает внимание. Многие хотят с ним поздороваться, даже зная, что не услышат ответа.

***

Мы с Владом «говорим» с помощью карточек, в основном об учебе. На прогулках я стараюсь рассказывать о том, что его окружает. Обратной связи в таких случаях нет, но я думаю, сказанное – остается.

А когда я спрашиваю, понял ли Влад, какой у нас распорядок дня, или знает ли он, что сейчас урок, и надо учиться – он отвечает «Да». Он уже умеет говорить несколько слов.

Мы с родителями Влада договорились, что я работаю тьютором до лета. Далее собираюсь учиться в магистратуре, и высока вероятность, что моя научная работа будет связана с аутизмом. Эта область требует изучения и внимания – я бы сказал, мужского внимания.

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.