Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
ABA контакт глазами поведенческий момент функция поведения поведенческий импульс друг инклюзия видеоуроки эмоциональный интеллект синдром Аспергера диагноз аутизм фонд «Выход» рассказ о непохожем брате обучение чтению Визуальные подсказки артикуляционная гимнастика инклюзивный класс воспитание «исключительные дети» агрессивное поведение братик имитация игры одаренность с дисгармоничным типом развития книга логопед Конвенция о правах инвалидов утежеленное одеяло Сенсорные стратегии мультик ежедневное расписание выгорание от аутизма аутичный ребёнок Picture Exchange Communication System система коммуникации через обмен картинками книги особому ребенку родители самостимуляция агрессия Юлиана Пьянкова надевать обувь социальная история лицевая слепота Сенсорная стимуляция дружба Имитация с использованием крупной моторики высокофункциональный аутизм моббинг Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома школа сенсорная игра сенсорные ощущения игра диагноз эмоции тьютор особенности поведения мультфильм стимминг Имитация с предметами нейротипики поведение Успокаивющие методы первые признаки PECS аутизм уроки доброты откуда беруться дети с аутизмом издевательства в школе речевые шаблоны Расслабление ребёнок обучение игра с аутичным ребёнком клуб тьюторов Имитация сложных движений гнев как научить ребёнка шизофрения Луна самоповреждение фильм о детях с аутизмом
К началу Аутизм: просто понять Влад Максим Маликов: «Влад очень добрый, он умеет чувствовать чужую боль»

Максим Маликов: «Влад очень добрый, он умеет чувствовать чужую боль»

Максим и Влад

Максим Маликов: «Влад очень добрый, он умеет чувствовать чужую боль»

Без пяти минут специалист по социальной работе, пятикурсник БГУ Максим тоже попал в школу случайно. Когда проходил преддипломную практику в Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, знакомая рассказала о семье, которая ищет тьютора для четвероклассника с аутизмом.

– Я заинтересовался, ведь это работа по моей специальности. Мне очень понравилась семья Влада. Несколько пробных дней – и понял, что смогу, справлюсь.

Об аутизме Максим знал из учебника по психологии: представлялось, такие люди замкнуты исключительно на своем внутреннем мире. Сейчас это представление изменилось:

– За три месяца я понял, что не все так просто и однозначно – люди с аутизмом очень разные, и у аутизма много аспектов.

***

– Не знаю, почему, но Влад сразу воспринял меня хорошо, – рассказывает Максим. – Когда я пришел к нему домой, он поздоровался – «дал пять», поскольку Влад невербальный ребенок – и пошел на контакт. Такая открытость сразу пошла вразрез с моим представлением о детях с аутизмом.

Сейчас я многое могу рассказать о воспитаннике. Влад, как все дети, очень активный, подвижный, своенравный. Он эмоциональный, у него может часто меняться настроение. И очень добрый: никогда не причиняет вреда другим детям, чувствует чужую боль. Он сложный – главным образом потому, что иначе общается.

Моим учителем на первых порах стала мама мальчика, Елена – она показала, как общаться с Владом при помощи карточек PECS. Потому что если человек не разговаривает, это еще не значит, что он не хочет общаться, или ему нечего вам сказать.

***

Влад приходит в школу, как все. В отличие от обычных детей, ему важно знать распорядок дня и в точности придерживаться его. Поэтому, едва Влад поздоровается и правильно повесит верхнюю одежду, мы составляем расписание на учебный день. При помощи карточек выкладываем последовательность школьных событий: уроки, перерывы, поход в столовую, наши игры, отъезд домой.

Как все дети, Влад особенно любит школу после окончания уроков. Ведь нам предстоит долгий путь домой, а ему очень нравится ездить на общественном транспорте. Это тоже расшатывает стереотип, что аутисты непременно замкнутые и нелюдимые, им особенно тяжело в толпе. Владу нравится быть среди людей, ему хорошо и комфортно даже в толчее метро в час пик – он улыбается, явно наслаждается движением. Трамвай – еще одна маленькая радость, ведь можно не только рассматривать попутчиков, но и смотреть в окошко.

***

Максим признается, что поначалу немного волновался, поэтому постарался все возможные ситуации заранее оговорить с мамой мальчика. Расспросив ее как можно подробнее, сформировал представление о поведении ребенка.

Правда, в первый же день, когда тьютору предстояло самостоятельно отвезти ребенка из школы домой, в это представление пришлось внести коррективы. Оказалось, поначалу доверие Влада было ограничено территорией школы: стоило выйти за ее пределы, как мальчик бурно запротестовал.

– Мы начали выходить за пределы школы втроем, с мамой, и Влад учился доверять мне. Довольно быстро он принял, что я тоже близкий человек.

Сейчас, если у Влада и случаются эмоциональные реакции, то только по причине «разрыва шаблона», вынужденного отклонения от привычного ребенку, оговоренного с ним распорядка дня. В такие моменты я понимаю чувства родителей «не такого» ребенка, когда прохожие обращают внимание на его поведение, вмешиваются, делают замечания, допытываются, что случилось.

Я спокойный человек, не нервный, просто пережидаю эмоциональную вспышку. А интересующимся прохожим объясняю: у ребенка аутизм, разорвался шаблон. С некоторым удивлением отмечаю, что такого объяснения достаточно: многие уже знают, что такое аутизм.

Мой уровень знаний тоже теперь иной. Начав работать с Владом, я нашел нужную литературу. Очень полезной оказалась книга Франчески Аппе «Введение в психологическую теорию аутизма». Учился на семинаре, анализировал собственный опыт.

***

У нас маленькое достижение – я научил мальчика жестом давать понять, когда ему пора отдохнуть.

Почему-то до сих пор ему не привили такой жест, а это важно. Очень сложно обучать ребенка с аутизмом, если он не хочет учиться или устал. Это просто трата времени и нервов – своих и ребенка. Я применил один из методов поведенческой психологии – подкрепление. Когда видел, что Влад устал и не хочет заниматься, объяснял ему: «Влад, я хочу тебя понять – покажи вот так, что ты устал». А когда он повторял нужный жест, подкреплял навык разрешением попрыгать на фитболе или кусочком шоколада.

Я помог Владу адаптироваться к условиям обучения в новой школе. В школе № 18 для детей с тяжелыми нарушениями речи все особенные, поэтому нет отторжения, насмешек. Но изначально дети обращали внимание на то, что Влад не говорит. Сейчас многие дети хотят общаться с Владом, он привлекает внимание. Многие хотят с ним поздороваться, даже зная, что не услышат ответа.

***

Мы с Владом «говорим» с помощью карточек, в основном об учебе. На прогулках я стараюсь рассказывать о том, что его окружает. Обратной связи в таких случаях нет, но я думаю, сказанное – остается.

А когда я спрашиваю, понял ли Влад, какой у нас распорядок дня, или знает ли он, что сейчас урок, и надо учиться – он отвечает «Да». Он уже умеет говорить несколько слов.

Мы с родителями Влада договорились, что я работаю тьютором до лета. Далее собираюсь учиться в магистратуре, и высока вероятность, что моя научная работа будет связана с аутизмом. Эта область требует изучения и внимания – я бы сказал, мужского внимания.

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.