Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
гнев инклюзивный класс самостимуляция система коммуникации через обмен картинками братик поведенческий импульс фонд «Выход» аутизм видеоуроки уроки доброты помощь ребёнку с аутизмом особенности поведения мультик воспитание ABA лицевая слепота самоповреждение Picture Exchange Communication System Луна Имитация сложных движений контакт глазами Визуальные подсказки инклюзия игра с аутичным ребёнком имитация фильм о детях с аутизмом синдром Аспергера клуб тьюторов утежеленное одеяло Юлиана Пьянкова первые признаки игра ежедневное расписание издевательства в школе книги особому ребенку диагноз сенсорная игра высокофункциональный аутизм Успокаивющие методы сенсорные ощущения нейротипики ребёнок Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома логопед эмоции игры PECS агрессивное поведение Сенсорные стратегии диагноз аутизм книга выгорание от аутизма агрессия мультфильм моббинг рассказ о непохожем брате одаренность с дисгармоничным типом развития школа надевать обувь откуда беруться дети с аутизмом как научить ребёнка дружба функция поведения тьютор Расслабление обучение чтению «исключительные дети» Имитация с использованием крупной моторики Конвенция о правах инвалидов социальная история артикуляционная гимнастика поведение Имитация с предметами речевые шаблоны стимминг обучение поведенческий момент аутичный ребёнок Сенсорная стимуляция эмоциональный интеллект друг шизофрения родители
К началу Аутизм: просто понять Тимур Олег Пешков: «За три месяца у нас не было неуправляемых ситуаций»

Олег Пешков: «За три месяца у нас не было неуправляемых ситуаций»

Олег и Тимур

Олег Пешков: «За три месяца у нас не было неуправляемых ситуаций»

Несколько лет назад тьютор 12-летнего Тимура был студентом БНТУ, ничего не знал об аутизме и не представлял себя в школе.

Правда, уже тогда была потребность делать что-то для развития собственной души. И вместе с другими волонтерами из православного братства Иоанна Богослова Олег опекал сирот и детей с нарушениями здоровья.

– Все началось с моего знакомства с детьми с аутизмом и их родителями. Захотелось что-либо сделать для преодоления социальной изоляции, в которой оказываются столкнувшиеся с аутизмом семьи. Я сам уже семейный человек, хочу воспитать своих детей, как считаю правильным, и понимаю, что порой это непросто.

***

Тимур два года назад казался чрезмерно активным мальчиком, который бегал охотнее, чем сидел, любил, когда его раскачивают или подбрасывают, и игнорировал обращенные к нему вопросы.

– Начав работать, я увидел и другие его качества, – продолжает Олег. – Оказывается, Тимур способен запоминать большие объемы информации, достаточно широко мыслить. Ему уже можно что-то объяснять, как взрослому: он обращает внимание на нюансы, улавливает тонкие смысловые оттенки. Я был удивлен, насколько глубоко с ним можно взаимодействовать. И осознал, что дети с аутизмом, как все люди, очень разные, каждый особенный по-своему.

***

С эмоциональными перегрузками и проблемой выгорания тьюторы пока вынуждены справляться сами.

– Мой опыт взаимодействия с особенными детьми предостерегает: нельзя слишком много обещать себе и другим, иначе сгоришь. Поэтому стараюсь брать ношу по силам. В начале работы мне не хватало знаний, да и сейчас не хватает, потому что решения приходится принимать ежечасно.

Тьюторов более всего учит опыт, полученный в каких-то жизненных ситуациях, но методики лучше изучать на семинарах под руководством специалистов. Я осознаю, что из-за недостатка знаний могу совершить ошибку, и долго о ней не догадываться, это больше всего напрягает.

***

В начале учебного года обнаружилось, что Тимур, даже зная правильный ответ, не решается произнести его вслух или написать в тетрадке. Олег подошел к решению проблемы нетривиально, установив на домашний компьютер подопечного игру-аналог «Как стать миллионером». Сработало!

– Я вижу, что на уроках Тимур более самостоятелен, перестал всего бояться, – рассказывает Олег. – В общении с ним показываю, что кажущееся сложным на самом деле преодолимо.

Если подсказать Тимуру шаги, которые могут улучшить его результаты и подогреть интерес поощрением, можно рассчитывать на успех. Причем поощрение для Тимура уже не конфеты или жетоны, а отношение значимых для него людей, в том числе мое.

Тимуру нравится быть правильным и самостоятельным, слышать похвалу. Он любит общаться, познавать что-то новое. У него такие же интересы, как и у обычных детей – общение, новые впечатления, путешествия. Хотя я с ним не путешествовал, но по его характеру чувствую, что ему это нравится.

За три месяца у нас не было неуправляемых ситуаций. То, что Тимуру порой не нравится что-то делать, или он расстраивается, услышав грустную мелодию – нормальное для ребенка его возраста поведение.

***

За три месяца работы школе я здорово поупражнялся в терпении. Выслушать Тимура – подождать, пока он расскажет что-то очень долгое, потом ответить... И дальше буду тренироваться!

Я отточил умение излагать собственные мысли. Чтобы донести до Тимура информацию учителя, надо приложить усилия: уловить суть, максимально сократить указание и изложить его предельно ясно.

С Тимуром каждый день приходится рассуждать, придумывать игры. Это умение позволяет творчески мыслить, постоянно искать новое, быть готовым к его восприятию.

Конечно, тьюторство – занятие по определению временное. Отдав свое время и внимание ребенку, можно либо учиться на АВА-терапевта, либо идти дальше своей дорогой – с осознанием, что стал значительным человеком для одного необычного ребенка.

Но как я не мог предполагать, что когда-либо буду работать в школе, точно так же не знаю, куда жизнь вынесет меня дальше. Знаю одно: мне нравится работать с детьми с аутизмом. У меня получается, работа приносит результат.

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.