Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
игра с аутичным ребёнком ребёнок видеоуроки обучение чтению книги особому ребенку синдром Аспергера функция поведения фильм о детях с аутизмом сенсорные ощущения Сенсорные стратегии рассказ о непохожем брате ежедневное расписание воспитание аутизм инклюзивный класс эмоции Конвенция о правах инвалидов агрессивное поведение «исключительные дети» обучение поведение утежеленное одеяло издевательства в школе инклюзия мультик мультфильм игра самостимуляция уроки доброты Имитация с использованием крупной моторики система коммуникации через обмен картинками как научить ребёнка поведенческий импульс лицевая слепота Успокаивющие методы диагноз PECS ABA тьютор диагноз аутизм братик первые признаки Picture Exchange Communication System особенности поведения клуб тьюторов выгорание от аутизма Сенсорная стимуляция моббинг шизофрения игры сенсорная игра аутичный ребёнок друг Имитация с предметами книга нейротипики Луна логопед эмоциональный интеллект одаренность с дисгармоничным типом развития откуда беруться дети с аутизмом поведенческий момент высокофункциональный аутизм фонд «Выход» речевые шаблоны Юлиана Пьянкова Имитация сложных движений Визуальные подсказки агрессия самоповреждение артикуляционная гимнастика гнев социальная история контакт глазами имитация родители школа Расслабление стимминг Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома дружба надевать обувь
К началу Аутизм: просто понять Тимур Олег Пешков: «За три месяца у нас не было неуправляемых ситуаций»

Олег Пешков: «За три месяца у нас не было неуправляемых ситуаций»

Олег и Тимур

Олег Пешков: «За три месяца у нас не было неуправляемых ситуаций»

Несколько лет назад тьютор 12-летнего Тимура был студентом БНТУ, ничего не знал об аутизме и не представлял себя в школе.

Правда, уже тогда была потребность делать что-то для развития собственной души. И вместе с другими волонтерами из православного братства Иоанна Богослова Олег опекал сирот и детей с нарушениями здоровья.

– Все началось с моего знакомства с детьми с аутизмом и их родителями. Захотелось что-либо сделать для преодоления социальной изоляции, в которой оказываются столкнувшиеся с аутизмом семьи. Я сам уже семейный человек, хочу воспитать своих детей, как считаю правильным, и понимаю, что порой это непросто.

***

Тимур два года назад казался чрезмерно активным мальчиком, который бегал охотнее, чем сидел, любил, когда его раскачивают или подбрасывают, и игнорировал обращенные к нему вопросы.

– Начав работать, я увидел и другие его качества, – продолжает Олег. – Оказывается, Тимур способен запоминать большие объемы информации, достаточно широко мыслить. Ему уже можно что-то объяснять, как взрослому: он обращает внимание на нюансы, улавливает тонкие смысловые оттенки. Я был удивлен, насколько глубоко с ним можно взаимодействовать. И осознал, что дети с аутизмом, как все люди, очень разные, каждый особенный по-своему.

***

С эмоциональными перегрузками и проблемой выгорания тьюторы пока вынуждены справляться сами.

– Мой опыт взаимодействия с особенными детьми предостерегает: нельзя слишком много обещать себе и другим, иначе сгоришь. Поэтому стараюсь брать ношу по силам. В начале работы мне не хватало знаний, да и сейчас не хватает, потому что решения приходится принимать ежечасно.

Тьюторов более всего учит опыт, полученный в каких-то жизненных ситуациях, но методики лучше изучать на семинарах под руководством специалистов. Я осознаю, что из-за недостатка знаний могу совершить ошибку, и долго о ней не догадываться, это больше всего напрягает.

***

В начале учебного года обнаружилось, что Тимур, даже зная правильный ответ, не решается произнести его вслух или написать в тетрадке. Олег подошел к решению проблемы нетривиально, установив на домашний компьютер подопечного игру-аналог «Как стать миллионером». Сработало!

– Я вижу, что на уроках Тимур более самостоятелен, перестал всего бояться, – рассказывает Олег. – В общении с ним показываю, что кажущееся сложным на самом деле преодолимо.

Если подсказать Тимуру шаги, которые могут улучшить его результаты и подогреть интерес поощрением, можно рассчитывать на успех. Причем поощрение для Тимура уже не конфеты или жетоны, а отношение значимых для него людей, в том числе мое.

Тимуру нравится быть правильным и самостоятельным, слышать похвалу. Он любит общаться, познавать что-то новое. У него такие же интересы, как и у обычных детей – общение, новые впечатления, путешествия. Хотя я с ним не путешествовал, но по его характеру чувствую, что ему это нравится.

За три месяца у нас не было неуправляемых ситуаций. То, что Тимуру порой не нравится что-то делать, или он расстраивается, услышав грустную мелодию – нормальное для ребенка его возраста поведение.

***

За три месяца работы школе я здорово поупражнялся в терпении. Выслушать Тимура – подождать, пока он расскажет что-то очень долгое, потом ответить... И дальше буду тренироваться!

Я отточил умение излагать собственные мысли. Чтобы донести до Тимура информацию учителя, надо приложить усилия: уловить суть, максимально сократить указание и изложить его предельно ясно.

С Тимуром каждый день приходится рассуждать, придумывать игры. Это умение позволяет творчески мыслить, постоянно искать новое, быть готовым к его восприятию.

Конечно, тьюторство – занятие по определению временное. Отдав свое время и внимание ребенку, можно либо учиться на АВА-терапевта, либо идти дальше своей дорогой – с осознанием, что стал значительным человеком для одного необычного ребенка.

Но как я не мог предполагать, что когда-либо буду работать в школе, точно так же не знаю, куда жизнь вынесет меня дальше. Знаю одно: мне нравится работать с детьми с аутизмом. У меня получается, работа приносит результат.

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.