Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
лицевая слепота уроки доброты эмоции эмоциональный интеллект Конвенция о правах инвалидов ребёнок мультфильм фильм о детях с аутизмом игра с аутичным ребёнком инклюзия Имитация с предметами Успокаивющие методы поведенческий момент Имитация сложных движений речевые шаблоны нейротипики игра поведение социальная история Расслабление аутичный ребёнок агрессивное поведение надевать обувь ежедневное расписание контакт глазами как научить ребёнка самостимуляция дружба имитация Picture Exchange Communication System обучение книги особому ребенку друг система коммуникации через обмен картинками моббинг агрессия мультик PECS родители функция поведения синдром Аспергера фонд «Выход» братик утежеленное одеяло видеоуроки артикуляционная гимнастика сенсорные ощущения особенности поведения «исключительные дети» гнев одаренность с дисгармоничным типом развития Сенсорная стимуляция первые признаки книга игры Луна логопед высокофункциональный аутизм инклюзивный класс ABA аутизм шизофрения издевательства в школе тьютор рассказ о непохожем брате сенсорная игра Визуальные подсказки самоповреждение Сенсорные стратегии обучение чтению Имитация с использованием крупной моторики диагноз Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома диагноз аутизм выгорание от аутизма школа Юлиана Пьянкова поведенческий импульс воспитание клуб тьюторов стимминг откуда беруться дети с аутизмом
К началу Аутизм: просто понять Тимур

Тимур

Ирина (журналист): «У каждого ребенка с аутизмом есть свой островок успешности»

Тимур

В последнее лето детства психолог детского сада научила Тимура держать ручку и рисовать в тетрадке палочки.

– Он обучаем, – успокоила она меня.

Палочки были тонкие и кривые, но в моей душе все пело и плясало. К тому времени мой сын-энерджайзер имел стойкую репутацию ребенка без руля и тормозов – и, по этой причине, без будущего.

Мы пошли в первый класс школы № 203. Когда-то в нее ходил мой старший сын, он уже студент. Интегрированный 1 «Б» создавался для Тимура и Насти, подружки по детскому саду. У Насти были проблемы со слухом.

Сейчас Тимур оканчивает 4-й класс. О том, какой огромный путь прошел мой ребенок за эти годы, красноречиво говорят его тетрадки.

Вот странички в узкую линейку за 2-й класс: Тимур не может самостоятельно вывести ни одной буквы. Учительница пишет ему карандашом, мой сын обводит ручкой, штришками.

Вот тетрадка по русскому за 3-й класс: неуклюжие буквы, каждая высотой в две строчки. Но уже свои! Оценок нет – вероятно, наша дефектолог Ольга Николаевна руководствовалась соображениями гуманизма.

А вот последняя по счету тетрадка, за 4-й. У Тимура каллиграфический почерк и то, что называется языковым чутьем: не отвлекаясь на изучение правил, он почти не делает ошибок. Дома он уверенно набирает на клавиатуре компьютера свои первые литературные произведения. В этих текстах нет знаков препинания и прописных букв – Тимур явно не понимает, зачем нужны эти условности – но есть сюжет, с кульминацией и развязкой.

Тимур

За начальную школу мой сын прошел гораздо больший путь, чем его «обычные» сверстники. Я иногда шучу, что с такими темпами у Тимура есть все шансы получить золотую медаль.

***

Чем отличается ученик с аутизмом от ученика без аутизма? Тем, что категорически не умеет ходить в строю. И, похоже, никогда не научится. Мой сын с одного прочтения запоминает английскую лексику, но постоянно забывает в коридоре портфель. Отлично читает, хорошо поет, но на грустную музыку неизменно реагирует слезами, а на математические задачки – судорожной зевотой. Так было всегда.

Если такому ребенку не повезет с педагогом, он станет изгоем.

Если повезет попасть к «своему» учителю, может стать душой класса. В обычном классе ведь сильны конкурентные отношения: каждый хочет иметь лучшие отметки и самый новый мобильник. В интегрированном классе в этот закон джунглей вносятся поправки: неконкурентоспособных ровесников надо опекать.

Это неправда, что дети жестоки. Дети такие, какими их делает педагог. Нам везло с учителями и дефектологами. В самом начале школьной жизни, когда Тимур совершенно не умел вести себя по-школьному, первая учительница Людмила Юзефовна часто просила его читать вслух для всего класса.

Читает Тимур с пяти лет, бегло и с выражением. Эти задания, с которыми он так успешно справлялся, поднимали его рейтинг в глазах однокашников и укрепляли собственную самооценку.

И ведь у каждого, даже самого тяжелого, ребенка с аутизмом есть свой островок успешности!

***

На днях я помогала Тимуру разобраться в такой сложной для него теме, как праздничные поздравления. Это нам кажется элементарным – «дорогой такой-то, поздравляю-желаю, с уважением». А ребенка с аутизмом словесные конструкции, которые невозможно потрогать или нарисовать, способны ввергнуть в ступор.

Итогом нашей долгой работы стал такой текст: «Дорогая мама! Искренне желаю тебе много подарков и съездить в Мелитополь. Твой     сын Тимур».

Мелитополь – это из минувшего лета, мы наконец выбрались отдохнуть на Азовское море. Было здорово, и теперь Тимур мечтает слетать на Черное.

Каждый раз, когда мы обсуждаем предстоящее путешествие, я мысленно передаю привет психиатрам. Когда-то я верила их утверждениям о том, что дети с аутизмом не нуждаются в обществе и боятся новых впечатлений. И даже тому, что наши дети подвержены беспричинным вспышкам злости и раздражения.

Никто из отечественных специалистов так и не объяснил мне, что если ребенок на утреннике стоит у стенки, закрыв уши руками – это не значит, что он не хочет общения. Это всего лишь просьба приглушить музыку. А истерика после проведенного в садике дня – не «беспричинное раздражение», а результат сенсорной перегрузки.

У детей с аутизмом – сверхчувствительность к звукам, запахам, свету. С возрастом это сгладится, ребенок научится контролировать свое состояние и управлять эмоциями. Только не надо его одергивать и пичкать нейролептиками. Просто любите и верьте.

***

Вокруг аутизма много страхов и домыслов. На самом деле принятие особенностей своего ребенка и внимание взрослых творят чудеса.

Осознание этого греет меня сегодня, когда Тимур оказался на пороге средней школьной ступени. Как он будет учиться в пятом классе, непонятно: все известные мне дети с аутизмом к этому времени оказывались на надомном обучении.

А мы туда не пойдем, потому что Тимуру, как воздух, необходимо общество детей. И, по-моему, обычным детям не меньше нужен опыт заботы о моем рассеянном, но очень хорошем и добром ребенке.

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.