Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
родители школа Сенсорные стратегии особенности поведения игра Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома одаренность с дисгармоничным типом развития книга шизофрения обучение Сенсорная стимуляция ребёнок ABA надевать обувь тьютор самоповреждение дружба артикуляционная гимнастика синдром Аспергера ежедневное расписание игра с аутичным ребёнком агрессия эмоции Визуальные подсказки «исключительные дети» клуб тьюторов фонд «Выход» издевательства в школе высокофункциональный аутизм эмоциональный интеллект моббинг игры уроки доброты самостимуляция видеоуроки Имитация сложных движений воспитание книги особому ребенку сенсорные ощущения выгорание от аутизма Успокаивющие методы Луна мультик лицевая слепота Конвенция о правах инвалидов инклюзивный класс функция поведения аутичный ребёнок логопед мультфильм поведение Имитация с предметами имитация первые признаки PECS Расслабление стимминг Имитация с использованием крупной моторики как научить ребёнка откуда беруться дети с аутизмом поведенческий импульс агрессивное поведение нейротипики аутизм Юлиана Пьянкова братик контакт глазами гнев поведенческий момент сенсорная игра диагноз диагноз аутизм Picture Exchange Communication System система коммуникации через обмен картинками социальная история инклюзия друг обучение чтению фильм о детях с аутизмом речевые шаблоны рассказ о непохожем брате утежеленное одеяло
К началу Аутизм: просто понять Соня

Соня

Александра (IT-специалист): «Люди – это целая наука. Но моя дочь справится с ее изучением!»

София

Мой дедушка смотрел на меня добрыми серыми глазами. У него были удивительные глаза: как угольки некогда сильного и яркого племени, серо-голубые и такие теплые.

– Внученька, может быть, ты не поверишь, но когда-то я был таким же. Мне хотелось дружить, но я не знал, как. Cо временем все встанет на свои места. Только не ленись – изучай людей.

Люди – это целая наука, так сложно их понять. Сейчас, когда ты маленькая, ты страдаешь оттого, что дети не хотят с тобой дружить, и весь мир против тебя. Но когда ты вырастешь, все захотят с тобой общаться. А ты будешь мечтать побыть одной. Так было у меня, когда я был мальчиком.

При возникновении очередной «социально неуклюжей» ситуации я вспоминаю слова моего дедушки: он оказался прав на сто процентов! Сколько себя помню, меня не покидало гнетущее чувство из-за того, что я не могу, как все, общаться, радоваться, грустить, веселиться. Я была странная, и все тут. А сколько раз меня просили стать нормальной!

– Встань и посмотри мне в глаза, – требовала моя первая учительница, – ты даже в глаза не можешь посмотреть! Скажи мне, скажи всем детям: когда ты, наконец, станешь нормальной? Ты вообще слышишь, что я тебе говорю?..

Мне всегда так хотелось приблизиться к этой таинственной «нормальности»!

Моя семья заняла твердую позицию: «мы любим свою дочь, какой бы странной, неусидчивой и необучаемой она не была».  Так отвечали мама и дедушка на все жалобы учителей. Я догадывалась, что у моей «странности» должно быть название, но какое? Тогда я не знала ответа.

Когда я ждала собственную дочь, спрашивала у мамы: «А вдруг Соня будет, как я? Вдруг она не сможет общаться с детьми?.. Мама однажды остановила меня, нежно взяв за руку: «Доченька, но ведь это не болезнь, ты просто другая…»

София

Соня тоже оказалась другой. Это было заметно уже в первые месяцы: она не просилась на руки, не отзывалась на имя. Когда малышке было три года, психолог из детского сада заговорила о диагнозе «гиперактивность»: если в группе становилось шумно, Соня начинала ходить кругами. Видимо, в понимании психолога это было признаком гиперактивности.

А еще Соня не проявляла интереса к детям, как будто не замечала их. Моя мама не переставала повторять: да, Сонечка отличается от других детей... но что же в этом такого, ведь ты была таким же ребенком... А из тебя вырос хороший человек, любящая мать и самостоятельная женщина.

Это поразительное сходство между мной и дочкой меня очень настораживало и пугало.

На психолого-педагогической комиссии в ЦКРОиР Соня принялась рассматривать помещение, считать столы, и отказалась приблизиться к столу, где сидели тети из комиссии. Вместо этого отошла в дальний угол комнаты и начала «играть в мультик», бегая по кругу и выкрикивая понравившийся фрагмент мультфильма наизусть.

Нам очень повезло: специалисты подождали, пока Сонечка успокоится, и лишь потом приступили к работе. Успокоившаяся Соня с легкостью ответила на все вопросы. А потом мы очень долго общались: психолог просила рассказать про нашу семью, мое детство, Сонино детство, предложила психологические тесты...

– Вы когда-нибудь слышали о синдроме Аспергера? – осторожно спросила психолог. – Это… это скорее не болезнь, а психологическая особенность. Вам знакомо ощущение, скажем, «социальной слепоты», когда человеку сложно общаться просто потому, что он другой?

Так я узнала точное название своей «странности» и наших с Соней проблем. Был шок и растерянность из-за незнания, что с этой информацией делать.

Комиссии тоже было сложно определить нас куда-либо: в обычной группе моему ребенку было бы тяжело из-за большого количества детей. Интеграция, по словам комиссии, в нашем случае сродни лотерее: может, повезет с персоналом, а может, и нет. Остановились на логопедической группе:

– Для вашей девочки это капля в море, но хоть что-то. И не ждите особых результатов. Мой вам совет: ищите сами специалистов, – заметила логопед.

София

В это время на помощь пришел его величество случай: нам позвонила дефектолог из образовательного центра «Детская Академия», который посещала Соня. Это она, Клавдия Альбертовна, подарила нам долгоиграющую надежду.

–  Мы часто обсуждаем Сонечку на педагогических собраниях. Она немного необычная девочка, и я хотела бы предложить вам консультацию, потому что, нам кажется...

–  Если вы про синдром Аспергера, то мы в курсе и готовы к диалогу, – ответила моя мама.

С тех пор у нас появилась надежда, а у Сони сразу несколько наставников и куратор–дефектолог, наш ангел-хранитель. Клавдия Альбертовна проводит индивидуальные занятия с дочерью дважды в неделю. Каждый раз нас ждет стопочка распечаток – задания на дом.

Поначалу было очень сложно: Соня просто «зависала». Но благодаря настойчивости педагогов, нашей готовности работать в команде, и, конечно, усидчивости и терпению Сонечки, через полгода занятий у Сони появилась осознанная речь.

Клавдия Альбертовна решила перевести Соню с группового на индивидуальное обучение и уделить внимание любимым Сониным предметам – чтению, математике и рисованию. Уроки длились по 15 минут, но результат дали огромный: через год логопедических и индивидуальных занятий мы ввели Сонечку в группу, где преподают те же учителя, которые занимались с ней индивидуально.

С сентября 2013 года Соня посещает логопедическую группу детского сада. Здесь мы столкнулись как с поддержкой – от дефектолога, психолога, заведующей – так и с полным непониманием проблемы. В обычной группе в прежнем садике наш ребенок получал во много раз больше любви. Сейчас, к сожалению, к ребенку относятся по принципу «абы тихо», и это огорчает. У нас нет контакта с воспитателями. Хотя иногда мне кажется, они и правда стараются, кто знает.

Несмотря на это, мы полны оптимизма и уверенно двигаемся дальше. Да, у нас есть проблемы: отсутствие социальных навыков, которое компенсируется высоким интеллектом. Соня в четыре с половиной года только начинает проявлять интерес к деткам, общается избирательно, а с воспитателями с детского сада не общается вообще.

Она не смотрит в глаза, но уже часто откликается на свое имя. Ее речь еще специфична, но это уже речь. А недавно Клавдия Альбертовна подвигла Сонечку еще на одну маленькую победу: моя дочь научилась различать основные человеческие эмоции!

Соня уже не та девочка с фарфоровым личиком, на котором не отображаются чувства, какой она была в три года. Она уверенно идет вперед благодаря своему трудолюбию и поддержке близких.

 

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.

Фотогалерея

Блог

Записей не найдено.