Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
самоповреждение агрессия сенсорные ощущения Имитация с использованием крупной моторики Луна фонд «Выход» Сенсорная стимуляция дружба братик мультик рассказ о непохожем брате обучение чтению эмоциональный интеллект речевые шаблоны Picture Exchange Communication System поведенческий момент Имитация сложных движений система коммуникации через обмен картинками Конвенция о правах инвалидов игра первые признаки артикуляционная гимнастика диагноз ежедневное расписание «исключительные дети» фильм о детях с аутизмом Визуальные подсказки сенсорная игра диагноз аутизм Сенсорные стратегии откуда беруться дети с аутизмом ребёнок школа синдром Аспергера агрессивное поведение утежеленное одеяло особенности поведения аутизм стимминг как научить ребёнка издевательства в школе аутичный ребёнок самостимуляция высокофункциональный аутизм контакт глазами шизофрения инклюзивный класс клуб тьюторов уроки доброты эмоции поведение гнев имитация одаренность с дисгармоничным типом развития видеоуроки надевать обувь воспитание друг логопед книга игры нейротипики социальная история игра с аутичным ребёнком PECS инклюзия ABA Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома функция поведения книги особому ребенку Успокаивющие методы лицевая слепота тьютор Расслабление поведенческий импульс родители мультфильм Юлиана Пьянкова моббинг Имитация с предметами обучение выгорание от аутизма
К началу Аутизм: просто понять Павел

Павел

 Наталья (научный сотрудник): «У детей с аутизмом есть и интересы, и способности. Просто они не всегда знают, что с этим делать»

Павел

– Сложатся ли отношения ребенка, особенно ребенка с аутизмом, с нашей системой образования и окружающими, очень сильно зависит от того, какие ему попадутся педагоги.

Мамы, обсуждая эту тему, часто оперируют определением «удачный»: удачный у вас воспитатель (то есть хороший, отзывчивый), или не очень? Первый воспитатель, первый дефектолог, учитель, учителя-предметники… Вокруг детей с аутизмом специалистов должно быть больше, поэтому удачи им тоже необходимо больше.

Не хотелось бы ни восхвалять, ни осуждать специалистов: они всего лишь люди, которые тоже иногда нуждаются в поддержке. Но из детского сада Пашу едва не выгнали по инициативе логопеда. Воспитатели, как могли, вытягивали ребенка, а логопед написала ему такие рекомендации, что в школу мы могли бы и не попасть: такие тяжелые дети обычно учатся на базе ЦКРОиР.

От психолога, которая занималась с Пашей, мы узнали, что минская спецшкола № 18 (речевая, но работает по общеобразовательной программе) набирает в первый класс детей с аутизмом. Как мы ухитрились получить направление в этот класс – отдельный разговор. Мне пришлось прибегнуть к помощи брата, по второму образованию он юрист.

В первый класс пришло сразу пятеро или шестеро таких детей. Нам дали воспитателя, родители пригласили психолога для отработки коммуникативных навыков. И Паша, вопреки прогнозам логопеда, потянул школьную программу!

Сейчас Павлу 13 лет, он учится в 7 классе той же школы № 18. Долго был неговорящим ребенком, потом появилась эхолалия, затем речь. Если придерживаться классификации Ольги Никольской, то у моего сына был аутизм 2 типа, сейчас у него более легкий аутизм 3 типа. Он часто думает вслух, но умеет и поддержать разговор, и ответить на вопросы.

Чего нам это стоило? Наш класс для детей с аутизмом вскоре расформировали, детей разбросали по другим классам. Месяц или полтора я сидела рядом с Пашкой в школе – благо, как раз младшая дочь пошла в садик. Потом Лиза начала болеть. Я тогда позвонила директору школы, Руслане Викторовне: что делать, как мне справиться с двумя детьми?

– Наташа, оставляй Пашу, будем пробовать, – посоветовала она. Вначале было очень не просто и Павлу, и учителю, но со временем ситуация стала выравниваться, и после окончания начальной школы педагог очень хвалила Павла. Для ребенка (человека) с аутизмом очень важно жить, учиться и работать рядом с обычными людьми. Так они учатся жить в социуме.

Прошлый год для нас был непростой: Лиза пошла в первый класс, Паша перешел на среднюю школьную ступень. Чем больше учителей, тем сложнее таким детям подстроиться под все требования. Были  и остаются проблемы, но мы вместе с учителями их стараемся решить.

У моего сына абсолютный слух и большая тяга к конструированию. Про слух мы узнали случайно: началось все с того, что я привела Лизу в музыкальный кружок. Перед дочерью у меня иногда возникало чувство вины: так как старший сын требует много внимания, многие меня упрекали, что Лиза растет, как травка. Мы с Пашей уроки делаем – она у меня на плечах висит. С другой стороны, специалисты отмечают высокий уровень ее знаний: все, что с Пашей проходим, впитывает.

В общем, пришло время – повела я Лизу по кружкам. Разговорилась с музыкальным педагогом Татьяной Леонидовной Волчек, и оказалось, она уже работала с ребенком с аутизмом! Я ей рассказала про Пашу, потом привела сына на прослушивание. У Павла обнаружились способности к музыке.

Почему именно фортепиано? Паша везде, где видел этот инструмент, стремился его разобрать. Включая школу № 18: там на втором этаже стоял инструмент, и я все боялась, что в один прекрасный день от него останутся рожки да ножки.

У сына очень сильное конструкторское начало: все надо разобрать и изучить, как оно работает. В раннем детстве он увлекался машинками; довершал конструкции детских машинок, доделывая рычаги и антенны из пластилина. На прогулках подходил к автомобилям, заглядывал в салоны. Или, завидев движущийся автомобиль в тесном дворовом проезде, бежал вровень с водителем на роликах и наблюдал за его действиями. До сих пор помню, как менялись в лице и косились на сына автовладельцы.

Ради сына я тоже научилась играть на фортепиано. У нас многое так – сначала осваиваю сама, потом объясняю сыну. Так было с роликовыми коньками: сначала я каталась на роликах (поздно вечером, чтобы соседи не видели), потом сына научила. Только велосипед Паша освоил раньше меня, хотя тоже пришлось изрядно побегать.

На первом году обучения музыке я разбирала ноты, сын смотрел. На втором мое внимание понадобилось Лизе, я чуть-чуть отпустила ситуацию... Сейчас не вмешиваюсь в музыкальное образование детей: есть учитель, он подбирает для Паши красивые мелодичные произведения. Павел занимается музыкой четвертый год, исполняет произведения за 2 – 3 классы музыкальной школы. Все, что проходил, играет не с листа, а по памяти.

В раннем детстве у детей с аутизмом часто бывают навязчивые движения, все эти шаталки-качалки. Паша тоже таким был, пока не научился лепить, рисовать, складывать пазлы, музицировать... Главное – научить чему-то таких детей, тогда они начинают активнее проявлять свои интересы и способности. У них много и того и другого, просто они не всегда знают, что с этим делать.

Павел полностью изменил мое мировоззрение. Когда-то мне было важно соответствовать ожиданиям социума: чтобы на улице не косились, не осуждали, не стыдили за моих детей. Сейчас мнения окружающих где-то далеко, за пределами моей чувствительности. Да и для окружающих слово «аутизм» уже перестало быть иностранным, даже на бытовом уровне уже понимают, что ребенок особенный. Хочется надеяться, что и наш социум будет более толерантно воспринимать таких людей, найдет достойное применение их способностям, воспитывая и выращивая своих гениев.

Нет никаких мыслей о своем будущем, только мысли о будущем ребенка. И надежда, что наш мир изменится к лучшему.

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.

Фотогалерея

Блог

Записей не найдено.